суббота, 7 января 2017 г.

“Альфонс Музон. Человек инкогнито”


Alphonse Mouzon.jpg


25 декабря 2016 года скончался американский музыкант и композитор Альфонс Музон - один из выдающихся барабанщиков в стилях джаз, фанк и фьюжн.




Пик музыкальной карьеры Альфонса Музона пришёлся на период с конца 1960-х до середины 1970-х годов - время расцвета жанров джаз-рок, фанк и фьюжн, в которых работал музыкант. Сотрудничество с такими исполнителями как Ларри Кориелл, Джако Пасториус, Херби Хэнкок, Эл Ди Меола, Томми Болин, Фредди Хаббард, Гил Эванс, Майлз Дэвис, Стиви Уандер, Эрик Клэптон, Джефф Бек, Патрик Мораз и участие в первом составе группы Weather Report сделали Альфонса Музона довольно значимой фигурой в мировой музыкальной табели о рангах.

Альфонс Ли Музон (Alphonse Lee Mouzon) родился 21 ноября 1948 года в Чарльстоне, штат Южная Каролина. Впервые музыкой Альфонс начал заниматься во время учёбы в Bonds-Wilson High School, по окончании которой он переехал в Нью-Йорк для продолжения обучения в Медицинской школе Манхеттена и Городском Колледже Нью-Йорка, где изучал драматическое искусство и музыку, одновременно продолжая совершенствовать свои музыкальные навыки под руководством джазового барабанщика Бобби Томаса и пианиста Билли Тейлора.

Участие в качестве перкуссиониста в бродвейском шоу “Promises, Promises” привело Альфонса в круг нью-йоркской творческой богемы, а знакомство и сотрудничество во время совместной работы в вышеупомянутом мюзикле с пианистом Маккоем Тайнером послужило толчком в музыкальной карьере Музона - в 1970 году по рекомендации Тайнера он становится участником нового джаз-рокового коллектива Weather Report, созданного пианистом Джо Завинулом, известным, на то время, своим участием в составе группы великого джазового музыканта и композитора Майлза Дэвиса.


Весь 1971 год Альфонс Музон провёл в составе Weather Report, принимая участие в концертах и записи дебютного альбома коллектива. Пластинка “Weather Report” (“Прогноз погоды”) была названа лучшим джазовым альбомом года и стала заметным событием музыкальной жизни США, поднявшись до седьмой позиции во всеамериканском хит-параде журнала Billboard, что вполне соответствовало тенденции того времени и стремлению ведущих исполнителей мира к усложнению структур и форм исполняемых ими произведений и способствовало возникновению новых музыкальных стилей и жанров, среди которых одним из самых популярных становятся джаз-рок и фьюжн, основанные на смешении ритмов и приёмов характерных для традиционных джаза, рока, народной и классической музыки в одном отдельном произведении, зачастую основанном на импровизациях музыкантов-виртуозов и не ограниченной временными или стилистическими рамками.  



                                                                    



Несмотря на успех, выпавший на долю Weather Report, в 1972 году Музон уходит из группы Джо Завинула - музыканту удаётся получить персональный контракт с звукозаписывающим лейблом Blue Note и Альфонс начинает сольную карьеру и сотрудничает с другими музыкантами, с которыми он познакомился за время работы в Weather Report.


В 1972 году Альфонс Музон выпускает свой первый сольный альбом “The Essence of Mystery” (“Сущность тайны”) и принимает участие в записи пластинки его музыкального “крёстного отца” Маккоя Тайнера “Sahara”. Годом позже Альфонс знакомится с гитаристом Ларри Кориеллом и создаёт с ним коллектив под названием Eleventh House, а также работает над своим вторым сольным альбомом “Funky Snakefoot”, выпущенным лейблом Blue Note в начале 1974 года, с энтузиазмом принятый слушателями и собравшим восторженные рецензии музыкальных критиков. В том же году выходит дебютная  пластинка “Introducing Eleventh House with Larry Coryell” совместного проекта Альфонса Музона и Ларри Кориелла Eleventh House, ставшего одним из лидеров жанров джаз-рок и фьюжн наряду с Mahavishnu Orchestra Джона МакЛафлина и Return to Forever Чика Кориа.


В 1974 году Музон выступает вместе с Eleventh House и готовит материал для нового сольного альбома, который, по замыслу его создателя, должен был стать “ответом” пластинке известного джаз-рокового барабанщика Билли Кобэма, прославившегося своим участием в Mahavishnu Orchestra и чей дебютный сольный альбом “Spectrum” стал одной из главных музыкальных сенсаций 1973 года, тем самым выведя Кобэма вперёд в негласном соперничестве ведущих нью-йоркских джазовых барабанщиков, лидером среди которых, до выхода “Spectrum”, считался именно Альфонсо Музон.


Для записи материала, вошедшего в третий сольный альбом Альфонсо Музона и получившего название “Mind Transplant” (“Трансплантация разума”), музыкант пригласил ведущих исполнителей Нью-Йорка, в число которых вошли: гитаристы - Томми Болин, который, кстати сказать, участвовал в записи альбома “Spectrum” Билли Кобэма, а через полгода работы над после “Mind Transplant” заменит Ричи Блэкмора в составе Deep Purple, Ли Ритенур - бывший, в то время, одним из лучших студийных сессионных гитаристов Америки и сделавший впоследствии сольную карьеру джазового гитариста, а также Джей Грейдон - ещё один сессионщик-виртуоз, совмещавший также обязанности звукоинженера; на бас-гитару был приглашён Генри Дэвис; в качестве одного из клавишников выступил известный мульти-инструменталист и композитор Джерри Питерс, а в будущем ставший ещё и известным дирижёром и продюсером. Часть партий клавишных инструментов на альбоме исполнил сам Музон, помимо выполнения основных функций композитора и барабанщика, а также спел в единственном треке “Mind Transplant”, содержащим вокал - “Some of the Things People Do”.


Результат сотрудничества коллектива музыкантов-виртуозов материал, запечатлённый на альбоме “Mind Transplant”, получил высокие оценки критиков и вызвал большой интерес у слушателей, ставивших альбом Альфонсо Музона в один ряд с пластинкой  “Spectrum” Билли Кобэма и другими работами лучших исполнителей жанров джаз-рок, фьюжн и джаз-фанк. Один из музыкальных критиков так описал альбом “Mind Transplant”: "Сырая и мощная, музыка здесь является в том виде, который сделало фьюжн  таким жизнеспособным музыкальным стилем... Одна из лучших фьюжн записей всех времен!"





В середине 1970-х музыкальная карьера Альфонсо Музона достигла своего апогея, как и популярность самого жанра, в котором работал музыкант. В 1976 году он выпускает альбом с пророческим для его дальнейшей карьеры названием “The Man Incognito” (“Человек инкогнито”) - вместе с общим спадом популярности жанров джаз-рок и фьюжн, наметившимся во второй половине 70-х годов, фигура самого Музона, постепенно отошедшего на второй, а потом, в 80-х и 90-х годах прошлого века и третий план, оставалась все последующие годы творческой деятельности музыканта в тени его былого успеха. Регулярно выпускаемые сольные альбомы Альфонсо Музона и плоды его сотрудничества с другими музыкантами, работавшими в стилях джаз, фьюжн и фанк вызывали интерес только у небольшого круга почитателей, оставшихся у жанра после диско-бума, накрывшего Америку в 1977 году и продолжавшегося несколько лет.

С того времени музыка в стилях джаз-рок и фьюжн стала уделом музыкальных гурманов, отдававших предпочтение “музыке для ума” перед “музыкой для ног” - незамысловато аранжированым диско с его неизменным ритмом 120 ударов в минуту и смазливыми сладкоголосыми певцами и певичками, захватившими интерес большинства слушателей по эту сторону Атлантики. В Европе в это время свирепствовал панк и спрос на музыкальные изыски инструменталистов-виртуозов упал, пожалуй, до своего исторического минимума.


Альфонсо Музон в это непростое для жанра в целом и для него, как музыканта, время продолжает много и упорно работать, сместив акцент с сольного творчества на сотрудничество с коллегами по “цеху”. Участие, в качестве вначале “приглашённой звезды”, а потом и просто приглашённого музыканта в записи таких альбомов, как Land of the Midnight Sun” бывшего участника джаз-фьюжн проекта Return to Forever гитариста-виртуоза Эла Ди Меолы,  The Story of I бывшего клавишника Yes Патрика Мораза, четырёх альбомов Херби Хенкока на рубеже 70-х - 80-х годов укрепило репутацию Альфонса Музона в музыкальном мире как высококлассного исполнителя и тем самым оттенило его  заслуги композитора и сольного артиста.


Проекты, в которых Альфонсо принимал участие как равноправный участник, либо были хоть и многообещающими, но долговечными, как Trilogy c Джако Пасториусом и Альбертом Мангельсдорфом, либо разочаровывающими, как совместный альбом Back Together Again” Музона и Кориелла, вновь объединившихся для совместного творчества после периода разногласий и разошедшихся, после его выпуска, во взглядах на музыку на многие годы.


  
      
В творчестве Альфонсо Музона позднего периода его карьеры можно отметить лишь работы музыканта в области кино. В 1991 году Музон работает над саундтреком к фильму “Динго” вместе с Майлзом Дэвисом и пишет для одной из сцен песню “Blue Spot” (“Голубое пятно”), имевшую некоторую популярность. А в 1996 году Альфонсо Музон снялся в небольшой роли наставника молодого барабанщика, роль которого в фильме That Thing You Do (“То, что ты делаешь”) исполнил Том Хэнкс, бывший заодно и режиссёром картины.


В 1992 году Альфонсо Музон основал лейбл Tenacious Records, занимавшийся выпуском его сольных альбомов. Однако коммерческого успеха это предприятие не имело, так как новые работы Музона издавались очень маленькими тиражами, достаточными лишь для пополнения полок коллекционеров записей в стиле джаз и фьюжн и малоинтересными основной массе любителей современной музыки. Скорее всего, музыкант занимался записью и выпуском своих новых работ ради собственного удовольствия и стремления к реализации своих музыкальных идей. Имя Альфонсо Музона служило в последнее время ему скорее визитной карточкой, дававшей возможность заработка средств к существованию и на содержание собственного лейбла участием во всевозможных джазовых и прочих музыкальных фестивалях, на которых он выступал в качестве “живой легенды”, мало знакомой широкой публике, а не музыканта, ради которого наполняются концертные залы.


Aphonse-Mouzon-2015.jpg


В сентябре 2016 года у Альфонсо Музона был диагностирована нейроэндокринная карцинома - редкая форма рака, лечение которой требует больших финансовых средств. Сбор средств на лечение музыканта, объявленный на официальном сайте Музона и его странице в социальной сети Facebook, осуществлявшийся через краудфандинговую платформу, не дал необходимого результата и 25 декабря Альфонсо Музон скончался.      


В день, когда мир потрясло известие о смерти знаменитого певца Джорджа Майкла, мировая культура понесла ещё одну значительную утрату, о которой мало кто знает и почти никто не говорит и сейчас. Ушёл из жизни великий музыкант Альфонсо Музон. Ушёл, как подобает и его реноме “человека-инкогнито”, незаметно - как будто он ушёл вместе со своим временем, став легендой, забытой при жизни…


Но есть его музыка, которая останется навсегда и которая будет воскрешать память о своём создателе в сердцах слушателей многие годы после его смерти. Память, которую оставить о себе суждено далеко не каждому из нас.

© Влад Довлатов, 2017

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Tweets by vlad_dovlatov