воскресенье, 8 января 2017 г.

Alphonse Mouzon - “Mind Transplant”



cover.jpg

Представляю вниманию читателей блога Homo Scribens альбом Альфонсо Музона - “Mind Transplant” (1975)




Сольные альбомы барабанщиков - довольно специфическая сфера музыкальной индустрии. Обычно к редким сольным творческим потугам работников ударных установок принято относиться снисходительно - в группах барабанщики обычно не “делают погоды”, в плане генерации музыкального материала, а отвечают за свою часть работы в составе ритм-секции коллектива и, в меру способностей и возможностей, “делают шоу” на концертах. Поэтому выпуск сольных альбомов того или иного барабанщика зачастую диктуется соображениями коммерческого толка и/или личными амбициями музыканта - как, например, у драммера Kiss Питера Криса, в период мегапопулярности которой продавалось всё, на чём стояли четыре буквы названия группы. К подобным альбомам принято относиться снисходительно, учитывая качество музыкального материала представляемого на них, чаще из уважения к имени самого музыканта или группе, которую он так или иначе представляет своей сольной работой.

Подобных примеров в истории популярной музыки много, но останавливаться на них нет особого смысла, особенно в контексте пластинки, представляемой ниже и являющейся безусловным шедевром музыкального жанра, который она представляет и одним из самых ярких исключений из общего ряда сольных работ  музыкантов, выбравших ударную установку в качестве главного инструмента для применения своих творческих способностей.

К середине 1970-х годов американский музыкант и композитор Альфонсо Музон по праву считался одним из лучших джазовых барабанщиков в мире, заслужив себе репутацию виртуоза барабанной установки благодаря своему участию в составах групп Weather Report Джо Завинула и Eleventh House Ларри Кориелла, а также неординарного композитора, выпускавшего свои сольные альбомы в стилях джаз, джаз-рок, фьюжн и джаз-фанк.

alphonsemouzon.jpg

В 1974 году музыкант начинает работу над материалом для своего третьего сольного альбома “Mind Transplant”, который, по мнению его создателя, должен был стать “ответом Музона” на пластинку “Spectrum” другого известного американского джазового барабанщика Билли Кобэма, которая стала одной из главных музыкальных сенсаций 1973 года. Успех “Spectrum” на время затмил достижения Музона и вывел Кобэма в лидеры в негласном соперничестве ведущих нью-йоркских джазовых барабанщиков, лучшим среди которых считался именно Альфонсо Музон.

Для работы над записью “Mind Transplant” Музон привлёк ряд молодых неординарных музыкантов, среди которых оказался гитарист Томми Болин, довольно известный в музыкальных кругах Нью-Йорка, прежде всего как бывший участник хард-роковой группы James Gang и блюз-роковой Zephyr, имевших успех в США и как прекрасный сессионный музыкант, работавший со многими исполнителями в самых разных жанрах и принявший, в числе прочих, участие в записи пластинки Билли Кобэма “Spectrum”, ставшей своего рода ориентиром и источником вдохновения для нового материала, созданного Альфонсо Музоном.

Первая сессия записи альбома “Mind Transplant” состоялась 6 октября 1974 года в Лос-Анджелесе, в Glen Holly Studio, куда Музоном был приглашён Томми Болин. В записи, кроме Адьфонсо и Томми, также принимали участие басист Стэнли Шелдон, игравший с Болином в группах Zephyr и Energy и клавишник Рок Грейс. Итогом многочасовой импровизации в студии Музон остался недоволен и плёнки с записями этого джема долгое время считались утерянными, кроме плёнки одного из дублей, понравившегося Болину и которую он забрал с собой.

tommybolin.jpg

Впоследствии этот трек, получивший название “The Real Thing” (“Настоящая вещь”), был выпущен в одном из сборников редких записей Томми Болина и с тех пор неизменно входит в переиздания альбома “Mind Transplant”. Оставшиеся плёнки с записью сессии 6 октября 1974 года тоже уцелели и были выпущены в виде диска Tommy Bolin & Alphonse Mouzon: Fusion Jam”.

После первого сеанса совместного музицирования Альфонсо и Томми были вынуждены взять двухмесячный тайм-аут в виду того, что в это же время Болин вместе с Стэнли Шелдоном пытался собрать сформировать свою группу в Колорадо, где они в то время жили и у них не получалось часто летать в Калифорнию на репетиции к Музону и обратно. Временная отсрочка в процессе записи дала время Альфонсо основательно переработать материал, сделав упор на написание относительно коротких и ритмически более чётких композиций, вместо ранее задуманных длинных и сложноструктурированных джемов, основанных на импровизациях музыкантов.

Репетиции возобновились в начале декабря 1974 года в Голливуде в новой студии Wally Heider Recording Studio “3” и в новом составе: кроме Болина к работе над альбомом “Mind Transplant” Музон привлёк опытного бас-гитариста Генри Дэвиса, клавишника Джерри Питерса и ещё двух гитаристов - опытного сессионщика Джея Грейдона, участвовавшего в качестве студийного музыканта записи альбомов группы Steely Dan и молодого, но уже достаточно высококлассного исполнителя Ли Ритенура.

Партии каждого из музыкантов были расписаны лично Альфонсо Музоном, исполнившим на альбоме помимо ударных, некоторые клавишные партии и спевшем в единственном треке содержащем вокал “Some of the Things People Do” в практически полностью инструментальном альбоме “Mind Transplant” .   

Также Музон привлекал к участию в процессах репетиций всех музыкантов, в том числе всех троих гитаристов, для создания атмосферы здоровой конкуренции между профессионалами Ритенуром и Грейдоном и гением-самоучкой Болином, тяготевшим к импровизированному подходу в творчестве и не утруждавший себя следованию заранее написанной партитуре ввиду банального незнания нотной грамоты. Однако несомненным козырем Томми был его дар прекрасного мелодиста и импровизатора, позволявшего ему сходу прочувствовать настроение любой композиции и с первого раза безошибочно и гармонично вписаться в её структуру.
В итоге альбом “Mind Transplant”, материал которого был целиком написан  Альфонсо Музоном, получился жанровым симбиозом рока, джаза, фанка и фьюжна, имевших в то время огромную популярность у ценителей современной музыки. И тогда, и сейчас его часто сравнивают с альбомом “Spectrum” Билли Кобэма, однако пластинка Альфонсо Музона является основывается на более простых и запоминающихся ритмических структурах, наполнена большим количеством мелодических находок и ярких музыкальных моментов.  



Альфонсо Музон проявил себя как прекрасный композитор, грамотный аранжировщик и прекрасный музыкант, тонко чувствующий исполняемый материал и умело расставивший музыкальные акценты в альбоме с учётом  технических нюансов игры каждого инструменталиста. Его барабанные партии выверены и точны - Музон практически не солирует на собственной пластинке, а просто создаёт мелодическую структуру каждой композиции и управляет сменами ритмов, проводя за собой остальных музыкантов сквозь звуковой лабиринт рождённый его композиторской фантазией.
Басист Генри Дэвис отлично взаимодействует с Музоном, укрепляя ритмическую основу композиций и выступает в роли связующего звена между барабанщиком,  клавишником и гитаристами. Клавишные партии в исполнении Джерри Питерса и самого Альфонсо Музона редко выходят на передний план, обогащая звуковой фон, создаваемый для гитарных соло, являющихся главным украшением альбома  “Mind Transplant”.
Каждый из гитаристов сумел проявить себя с наилучшей стороны, продемонстрировав виртуозное владение инструментом - Джей Грейдон прекрасно сыграл две совершенно непохожие друг на друга партии в заглавной композиции “Mind Transplant” - заковыристую, но приятную на слух фанковую мелодию, чередующуюся с жёстким хард-роковым риффом и прекрасный дуэт - перекличку гитар с Ли Ритенуром в динамичном номере “Ascorbic Acid”. Сам Ритенур продемонстрировал свой недюжинный потенциал солиста в расслабленно-мелодичной “Happiness Is Loving You” и следующем номере пластики - задорной фанковой композиции “Some Of The Things People Do”.
Однако особенно удачными на альбоме, в плане красоты и разнообразия гитарных партий, получились композиции с участием Томми Болина - его “говорящая” гитара с лихвой компенсирует отсутствие вокала в среднетемповой джаз-фьюжновой композиции “Snow Bound”, создавая насыщенную звуковую палитру вместе с солирующими в унисон клавишными. Напористая хард-роковая с элементами психоделии в проигрышах партия гитары Болина украсила динамичные номера “Carbonic Dioxide” и “Nytroglycerin”, но подлинной жемчужиной “Mind Transplant” стала композиция “Golden Rainbows” (“Золотые радуги”) - самая длинная вещь на пластинке, в которой Томми Болин продемонстрировал свой незаурядный исполнительский талант. Начинающаяся с шумов дождя и грозы, красивая медленная основная тема, которую негромко  ведут ударные и гитара при деликатной поддержке баса и нежных переливах клавишных, имитирующих звук падающих капель, постепенно переходит в тревожную и более динамичную часть. Затем композиция возвращается к своему изначальному ритму, который выступает в роли фона для гитары Болина, то жалобно плачущей, подобно крику чаек, то напористой, как ливень, то неистовствующей подобно бушующей стихии, то торжественно прекрасной, как восходящие после дождя золотые радуги.
В альбоме “Mind Transplant” Томми Болин сполна продемонстрировал свой гениальный музыкальный дар и довёл до совершенства свои технические приёмы, ставшие его узнаваемым с первых нот музыкальным почерком и своего рода “визитной карточкой” исполнителя.
Материал “Mind Transplant” был записан в течение пяти сессий 4, 5, 6, 9 и 10 декабря 1974 года и выпущен на лейбле Blue Note в марте 1975-го и получил большую популярность как у слушателей, так и в среде музыкальных критиков, открыв новые перспективы для исполнителей принимавших участие в создании альбома. Томми Болин, укрепивший свою репутацию самого перспективного молодого гитариста Америки, приступил к записи своего первого сольного альбома “Teaser”, а также вошёл в состав группы Deep Purple, находившейся в статусе одного из популярнейших музыкальных коллективов мира. Ли Ритенур в 1976 году тоже выпустил свой первый сольник и впоследствии сделал карьеру джазового гитариста. Джерри Питерс добился признания как пианист, композитор, аранжировщик, дирижёр и музыкальный продюсер.
Сам Альфонсо Музон занял, благодаря успеху альбома “Mind Transplant” место среди лидеров жанра фьюжн вместе с такими композиторами и исполнителями, как Джон МакЛафлин, Чик Кориа, Херби Хенкок, Ларри Кориелл, Эл Ди Меола, Билли Кобэм, Джо Завинул и Джако Пасториус, с некоторыми из которых он сотрудничал в будущем.
Альбом “Mind Transplant” часто переиздаётся как на виниле, так и на цифровых носителях справедливо считаясь одним из безусловных шедевров музыкальных жанров джаз-рок, фьюжн и джаз-фанк периода их расцвета и мировой популярности, пришедшийся на первую половину 70-х годов прошлого века.  

TRACK LIST:


1. Mind Transplant
2. Snow Bound
3. Carbon Dioxide
4. Ascorbic Acid
5. Happiness Is Loving You
6. Some of the Things People Do
7. Golden Rainbows
8. Nitroglycerin
9. The Real Thing (bonus track on RPM CD release)

THE BAND:


Alphonse Mouzon: drums, vocals, keys
Tommy Bolin: guitar (solo 2, 3, 7, 8, 9)
Jay Graydon: guitar (solo 4)
Lee Ritenour: guitar (solo 4, 5, 6)
Jerry Peters: keyboards
Henry Davis: bass
Rocke Grace: keyboards (9)
Stanley Sheldon: bass (9)


© Влад Довлатов, 2017

                     

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Tweets by vlad_dovlatov