Музыка в фильмах об агенте 007 такая же неотъемлемая часть "бондианы", как и головокружительные трюки, погони, перестрелки, красивые девушки, суперсовременные автомобили, оружие, гаджеты, экзотические места, в которых Джеймс Бонд борется с очередным воплощением мирового зла и побеждает, одетый в неизменный смокинг.
Ноу-хау создателей киносериала - анимационные титры в начале каждой серии, которые неизменно сопровождаются музыкальными композициями, написанными и исполненными специально для конкретного фильма. Первой композицией в истории "бондианы" стала "Тема Джеймса Бонда" написанная Монти Норманом для фильма "Доктор Ноу"(1962) и исполненная в аранжировке Джона Барри оркестром студии EMI Records .
Двухминутная инструментальная пьеса, основной темой которой стал гитарный рифф в популярном тогда стиле сёрф, звучащий в сопровождении оркестра, стала "визитной карточкой" "бондианы" и главной музыкальной темой сериала, звучащей в разных аранжировках практически во всех фильмах с начала шестидесятых годов прошлого века до сегодняшнего дня. "The James Bond Theme" - одна из самых известных и узнаваемых мелодий в истории кино, популярность которой подтверждает большое количество кавер-версий, сделаных музыкантами самых разных жанров - от джазмена Каунта Бэйси и авангардистов-экспериментаторов Джона Зорна и Art of Noise до диджея, композитора и мультиинструменталиста Моби и брутальных дэт-металлистов Cannibal Corpse.
После успеха "The James Bond Theme" продюсеры сериала намеревались ввести традицию начинать каждую новую серию "бондианы" специальными написанными к будущим фильмам инструментальными композициями, но дальше второй картины об агенте 007 "Из России с любовью"(1963) дело не пошло - композиция "James Bond Is Back" стала, кроме фанфар в начале и конце пьесы, всего лишь оркестровыми вариациями на тему песни "From Russia with Love", написанной специально для фильма и исполненной Мэттом Монро, а также "The James Bond Theme".
Начиная с третьей серии киноприключений Джеймса Бонда "Голдфингер"(1964) начальные титры идут в сопровождении песен, каждая из которых писалась специально под название нового фильма и исполнялась каждый раз новым исполнителем. Исключениями из правил стали фильм "На секретной службе Её Величества" (1969), для которого Джон Барри, ставший к тому времени штатным композитором "бондианы", написал новую инструментальную пьесу "On Her Majesty's Secret Serice" и певица Ширли Бэсси, ставшая единственным исполнителем за всю историю сериала, спевшим заглавные песни более, чем в одной картине. Шикарное меццо-сопрано Ширли Бэсси украсило песни к трём фильмам "бондианы" - "Голдфингер", "Бриллианты вечны"(1971) и "Лунный гонщик"(1979) и по праву считаются одними из лучших в истории сериала.
Создатели “бондианы” более десяти лет, с 1963 по 1974 годы, придерживались правила в чередовании исполнителей заглавных песен в сериале - песню в одном фильме поёт мужчина, в следующем - женщина. Друг друга сменяли, кроме уже упомянутых Мэтта Монро и Ширли Бэсси, Том Джонс, Нэнси Синатра, великий Луи Армстронг и снова Ширли Бэсси. И если в начале продюсеры приглашали для исполнения песен в сериале актуальных артистов своего времени, пусть в основном и эстрадного жанра, то после эффектного выступления Пола МакКартни и группы Wings, увековечивших свой бессмертный рок-хит “Live and Let Die” (“Живи и дай умереть”) в фильме 1973 года, наступила эпоха сладкоголосых певиц и пафосных баллад, продлившаяся до конца восьмидесятых годов.
Малоотличимые друг от друга на слух, приторно-сладкие песни этого периода были под стать неторопливому действию фильмов, в которых роль Бонда исполнял Роджер Мур, разменявший в процессе работы в сериале шестой десяток лет и находивший самым приятным аспектом своей работы в “бондиане” получение гонораров за участие в съёмках.
Заряд бодрости звуковой дорожке “бондианы” восьмидесятых годов некоторое время обеспечивали исполнители модного направления “новая волна” - молодые, но уже тогда сверхпопулярные группы “Duran Duran” и “A-Ha”, исполнившие заглавные песни в фильмах “Вид на убийство”(1985) и “Искры из глаз”(1987).
Однако, после некоторого оживления музыки сериала в середине восьмидесятых годов, жанр женских мелодраматических стенаний, успешно убаюкивавший зрителей на просмотрах “бондианы” на протяжении последних десяти лет, взял убедительный реванш - песня “License to Kill” в исполнении Глэдис Найт из фильма “Лицензия на убийство”(1989) может служить квинтэссенцией “карамельного” стиля бонд-песен 70-х - 80-х годов. Вновь наступивший длительный период женских голосов, фактически монополизировавших право исполнять песни в новых фильмах “бондианы”, продлился ещё на пять серий и почти полтора десятка лет.
Тем не менее, метаморфозы, происходившие с “бондианой” в конце 80-х - начале 90-х годов, отразились также и на стилистике песен сериала. После значительного спада зрительского интереса к киноприключениям агента 007 в конце восьмидесятых годов, каждая новая серия которых выглядела очередным набором самых архаических штампов сериала, практически не обновлявшихся с середины 70-х годов, создатели “бондианы” взяли продолжительную паузу в производстве фильмов о Джеймсе Бонде.
Пятилетний перерыв однозначно пошёл на пользу шпионской киносаге - обновлённая “бондиана”, впервые представленная в фильме “Золотой глаз”(1995), вызвала восторженный приём публики, как среди поклонников сериала, так и его критиков.
Композиция “Golden Eye” в исполнении Тины Тёрнер стала мировым хитом, поспособствовав росту популярности нового фильма о Джеймсе Бонде. Вкрадчивая мелодия вместе с полуречитативной манерой пения в куплетах песни нагнетает атмосферу тревоги, которая сменяется эмоциональными всплесками в припеве, демонстрируя яркую палитру вокальных данных Тины Тёрнер и перемен в стилистике обновлённой “бондианы”. Композицию “Golden Eye” написали музыканты рок-группы U2 Боно и Эдж и успех песни предопределил доминирование поп-роковой стилистики в песнях к фильмам о Джеймсе Бонде на следующие двадцать лет. Следующие песни - “Tomorrow Never Dies” в исполнении Шерил Кроу и “The World Is Not Enough” группы Garbage продолжили развитие музыкальной стилистики поп-рока с женским вокалом в качестве основного жанра бонд-песен 90-х годов.
Отступлением от нового канона стала композиция “Die Another Day” в исполнении Мадонны в фильме “Умри, но не сейчас”(2002), которая получилась неудобоваримой смесью электронных сэмплов, хип-хопа и фонового оркестрового сопровождения. Дёрганая, как сама Мадонна в начале нового века, невыразительная песня из юбилейного, двадцатого фильма “бондианы” вполне заслуживает считаться худшей композицией за всю историю титульных песен сериала.
Очередной перезапуск бондовской франшизы в 2006 году удачно отражён в песне “You Know My Name” в исполнении Криса Корнелла в начальных титрах фильма “Казино Рояль”. Бывший участник групп Soundgarden и Audioslave работая над созданием песни выложился по полной и как композитор, и как певец: напористый гитарный рок и хрипловатый, буквально осязаемый баритон Корнелла, меняющий интонации пения на протяжении композиции от спокойного, чуть усталого повествования в начале к динамичной напористости припева, переходящей в отчаянный крик на грани истерики в концовке, прекрасно вписался в новую стилистику сериала, заставив зрителей буквально подскочить на своих местах во время стартовых титров и затем затаив дыхание и вцепившись в подлокотники кресел кинотеатров неотрывно следить на протяжении двух с лишним часов за перипетиями сюжета “Казино Рояль”.
Мировой триумф фильма и огромный успех композиции “You Know My Name” Криса Корнелла, считающейся на сегодняшний день лучшей из всех песен когда-либо звучавших в “бондиане”, реабилитировал мужской вокал в глазах продюсеров сериала в статусе полноправного исполнителя бонд-песен: в титульной композиции фильма “Квант милосердия”(2008) вокальные партии впервые были поделены между мужчиной и женщиной - песню “Another Way to Die” исполнили Джек Уайт и Алишия Киз.
В последних двух фильмах возродилась традиция чередования певиц и певцов в качестве исполнителей заглавных композиций: песня “Skyfall” композитора и певицы Адель, прекрасная в своём неповторимом сочетании одухотворённой лиричности и глубочайшего драматизма, звучащая в фильме “007: Координаты «Скайфолл»(2012), получила премию “Оскар” и стала своеобразным “женским ответом” “You Know My Name” Криса Корнелла, заслуженно заняв место в ряду лучших песен сериала.
Песня “Writing’s on the Wall” в исполнении певца Сэма Смита из последнего, на данный момент, фильма сериала “007: Спектр”(2015) также стала международным хитом и получила премию “Оскар”, подтвердив высокую репутацию саундтреков “бондианы” в табеле о рангах современной популярной музыки.
Над созданием и аранжировкой песен и инструментальных пьес, звучащих в фильмах о Джеймсе Бонде, в разное время принимали участие такие композиторы как Монти Норман, Джон Барри, Джордж Мартин, Марвин Хэмлиш, Билл Конти, Майкл Кэймен, Эрик Серра, Дэвид Арнольд и Томас Ньюман. Их композиции, сочинённые для “бондианы”, чаще являются оркестровыми вариациями на темы песен из фильмов и главной музыкальной темы сериала - бессмертной пьесы Монти Нормана "The James Bond Theme".
В конце каждой из серий “бондианы” появляется титр “James Bond Will Return” - “Джеймс Бонд вернётся” и это означает, что впереди нас ждут новые фильмы об агенте 007, а также отличная музыка и прекрасные песни, неизменно сопровождающие приключения “главного киношпиона всех времён и народов” на экранах кинотеатров всего мира.
© Влад Довлатов, 2017
Комментариев нет :
Отправить комментарий