пятница, 20 июля 2018 г.

“НИКЧЕМНАЯ РАПСОДИЯ”

 

 

Нелли Уварова в роли Фредди Меркьюри, египетский пучеглазый губошлёп и пение в противогазе, Роберт Де Ниро против Бората Сагдыева, Александр Вертинский и музей восковых фигур мадам Тюссо, а также  музыка QUEEN и прочий трэш и угар в рецензии на фильм “Bohemian Rhapsody”! Энджойте!



В ноябре этого года в мировой прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов-”долгостроев” последних лет под названием “Bohemian Rhapsody”. Англо-американский проект, заявленный как биографический фильм о Фредди Меркьюри и группе QUEEN, стартовал в 2010 году под руководством продюсера Грэма Кинга. Место в режиссёрском кресле занял Брайан Зингер, Саша Барон Коэн был утверждён на роль Фредди Меркьюри, а музыканты QUEEN Брайан Мэй и Роджер Тейлор приняли участие в проекте, в статусе отцов-вдохновителей будущего фильма, информация о начале работы над которым вызвала большой интерес у синефилов и меломанов всего мира.
Однако уже на стадии разработки сценария между Коэном и музыкантами QUEEN возникли принципиальные разногласия относительно творческой концепции и жанровой принадлежности будущего фильма с рабочим названием “Фредди Меркьюри”.
 
 
Саша Барон Коэн, известный комедийный актёр, а также продюсер и сценарист, предлагал ориентировать проект на взрослую аудиторию и сделать основной упор на сценическую экстравагантность и полную пороков закулисную жизнь богемного артиста, приведших, в итоге, к его трагическому концу. Мэй и Тейлор, в свою очередь, настаивали на съёмках фильма для семейного просмотра, фокусирующего внимание зрителей на творческой составляющей канонической биографии Фредди Меркьюри и группы QUEEN.
 
В итоге, после двух с лишним лет бесплодных переговоров, Коэн покинул проект в 2013 году, так и не приступив к съёмкам, вместе с уходом исполнителя главной роли приостановился весь процесс работы над фильмом. Продюсерам пришлось пойти на изменения в составе съёмочной группы проекта - на роль Фредди Меркьюри был приглашён английский актёр-гомосексуал Бен Уишоу, а Брайана Зингера, горячо поддерживавшего кандидатуру и творческие идеи Саши Барона Коэна, было решено заменить его Декстером Флетчером.
Однако дата начала съёмок несколько раз переносилась из-за непрекращающихся доработок сценария, и сначала Декстер, а потом и Уишоу в течение 2014 года один за другим покинули проект “Фредди Меркьюри”, сочтя его бесперспективным.
 
 
Больше года проект находился в “коматозном состоянии” и на протяжении 2015 года в прессе циркулировали слухи о возвращении Саши Барона Коэна, на этот раз уже не только как актёра-исполнителя главной роли, но также как и сценариста, и режиссёра фильма. Однако этой идее, активно лоббировавшейся бывшим продюсером QUEEN Джоном Ридом, не суждено было претвориться в жизнь - за дело взялись “американские партнёры” английского продюсера Грэма Кинга, умудрившегося за пять лет, прошедших с момента начала работы над проектом, не снять ни одного кадра и даже не получить на руки готовый сценарий будущего фильма.
 
Представители кинокомпаний 20 Century Fox и New Regency взялись за дело с чисто американскими решительностью и хваткой - слоганом деятельности  продюсерской группы можно считать фразу из песни QUEEN “If you can’t beat them, join them!” - “Если не можешь победить их - возглавь их!”, или даже проще, без всяких цитатных заморочек - “Давайте уже сделаем этот грёбаный фильм!”
 
 
В ноябре 2015 года решением “голливудских мафиози”, одним из которых был  не кто иной, как сам Роберт Де Ниро, принимавший непосредственное участие в продюсировании картины, в проект был введён сценарист Энтони Маккартен, который в течение года перерабатывал оригинальную историю Питера Моргана, так и не ставшую фильмом “Фредди Меркьюри”. Сценарий Маккартена, а вместе с ним и весь проект, получил название “Bohemian Rhapsody”, и после отмашки боссов из Голливуда закипела работа по подбору актёров и членов съёмочной группы. В режиссёрское кресло вернули Брайана Зингера, а исполнителем главной роли стал американский актёр Рами Малек, чья кандидатура является самой спорной среди всех ранее заявленных претендентов на создание образа Фредди Меркьюри и ещё до выхода фильма на киноэкраны мира, вызывает больше всего нареканий в адрес создателей фильма.
 
 
Бросающаяся в глаза непохожесть американского актёра египетского происхождения Рами Малека, больше напоминающего героиню сериала “Не родись красивой” Катю Пушкарёву с приклеенными усами, чем легендарного музыканта, в целом  мешает  нормальному  восприятию фильма намного больше, чем амплуа комика - Саше Барону Коэну, чей актёрский талант и способности к перевоплощениям не подвергаются сомнению никем, кроме музыкантов QUEEN и сопродюсеров “Богемной рапсодии” Брайана Мэя и Роджера Тэйлора. Пучеглазый Малек, которого гримёры столь же усердно, сколь тщетно пытались сделать хоть немного похожим на Фредди, в итоге напоминает человека в противогазе, особенно в моментах, когда показывают его профиль, что очень заметно даже в трейлере “Bohemian Rhapsody”.
 
 
Дальше - ещё хуже: оказывается, параллельно процессу съёмок фильма, в лондонской студии Abbey Road записавались вокальные потуги Рами Малека, исполнившего песни QUEEN и теперь его голос будет наложен на партии Фредди Меркьюри и использован в саундтреке “Богемной рапсодии”. Этот ход создателей фильма не поддаётся никакому логическому осмыслению и вызывает одну-единственную реакцию - вопрос: “Зачем?”
Далеко не каждый профессиональный певец возьмётся за исполнение песен QUEEN из-за сложности вокальных партий Фредди Меркьюри, обладавшего, на минуточку, певческим диапазоном в четыре октавы.  
 
Остальные киноляпы, фактические несоответствия и прочие несуразицы фильма, попавшие даже в трёхминутный трейлер “Bohemian Rhapsody”, кажутся малозначительными в сравнении с форменным надругательством над визуальным образом Фредди Меркьюри, учинённым создателями этой псевдобиографической кинопародии, но, тем не менее, о них нельзя не упомянуть.     
 
 
Итак, вернёмся к кинообразу Фредди Меркьюри, воплощённого в фильме стараниями Рами Малека и других реально существовавших (а некоторых - и поныне существующих) персонажей этой истории. Выбор миловидной актрисы Люси Бойнтон на роль Мэри Остин, многолетней подруги и, пожалуй, самого близкого человека в жизни Фредди Меркьюри - ещё один очевидный промах создателей фильма. Реальную Мэри даже в молодости нельзя было назвать красавицей - импозантный Фредди всегда был более ярким и заметным в их паре.
В фильме же - наоборот: губошлёп с жабьими глазами Малек, в начале фильма напоминающий злую карикатуру на Мика Джаггера, выглядит особенно жалко и убого на фоне молодой и симпатичной Бойнтон, и поэтому любовная линия героев “Богемной рапсодии” смотрится абсолютно неправдоподобно. Возможно, замысел создателей “Bohemian Rhapsody” состоял в том, чтобы, по ходу дела, донести до самых юных зрителей фильма мысль о том, что девочки должны любить мальчиков не за красивые личики, а за доброту и размер … хм ... таланта, наверное...     
Такая себе интерпретация сказки “Красавица и чудовище” на рок-н-ролльный лад. Вполне возможно, чем Мэй не шутит!
 
Сюжетная линия и диалоги героев - шаблонные до предела, а шутки-прибаутки как будто достались авторам в наследство от съёмочной группы сериала “Винил”, причём вместе с реквизитом. Впрочем, костюмы, причёски и прочий антураж совершенно разных по стилю эпох 70-х и 80-х годов прошлого века в “Богемной рапсодии” воссоздан со скрупулёзностью и тщательностью, достойной похвалы, и это одно из немногочисленных бесспорных достоинств фильма.
 
 
Очевидное, по всей видимости, даже для создателей фильма, внешнее несоответствие Рами Малека исполняемой им роли заставило (или позволило) обойтись необходимым минимумом крупных планов актёра - его чаще показывают со спины (даже на официальном постере фильма!), сбоку, или в общей группе других актёров, более-менее похожих на своих реальных прототипов. Действие фильма происходит в период между 1970 и 1985 годами - временем от момента возникновения QUEEN до триумфального выступления группы на фестивале LIVE AID. Схематичность сюжета, развивающегося по стандартной для лент на музыкальную тематику оси “образование группы - первый успех - пик популярности - кризис в отношениях и творческий спад - возвращение на музыкальный Олимп”, упрощает до предела историю QUEEN и практически оскопляет личность Меркьюри, лишая его экранное воплощение уникальной харизмы и сложного характера присущих великому музыканту. 
 
 
Намеренный отказ сценаристов от освещения в фильме событий, последовавших за триумфальным выступлением QUEEN на LIVE AID, лишил “Богемную рапсодию” возможности показать, пожалуй, наиболее драматическую часть жизни музыканта и истории деятельности группы - период между 1986 и 1991 годами, когда из-за неизлечимой болезни Меркьюри коллектив был вынужден полностью отказаться от концертной деятельности, и сосредоточиться исключительно на студийной работе, а сам Фредди, ведший до этого показательно разгульный образ жизни, стал фактически затворником, тратившим оставшиеся жизненные силы на борьбу со СПИДом и на сочинение и запись новых песен.      
 
Мощная драматическая линия, будь она отображена в “Bohemian Rhapsody, могла вывести фильм на другой качественный уровень, сделав его настоящим произведением киноискусства, достойным памяти великого артиста, однако воплощение подобного замысла потребовало бы исполнения главной роли актёром крупного калибра, под стать масштабу личности Фредди Меркьюри, и для решения этой задачи уже нельзя было обойтись, как минимум, без Саши Барона Коэна (а в идеале образ лидера QUEEN с блеском мог бы воплотить Джонни Депп, кандидатура которого рассматривалась продюсерами ещё в самом начале работы над проектом, но, к сожалению, дальше слухов в СМИ дело не пошло)…
 
 
Но было решено не заморачиваться драматическими коллизиями жизни великого музыканта, а сфокусироваться на визуально богатой концертной стороне деятельности группы QUEEN и её лидера. Эпизоды живых выступлений, которым в фильме уделяется наибольшее внимание, сняты с особой тщательностью и предельной выверенностью мельчайших сценических деталей - оттого “Богемная рапсодия” больше напоминает добротную инсценировку или, к примеру, кинореконструкцию реальных событий, чем художественный фильм.
 
Получившаяся в итоге кинолента выглядит скорее экранизацией комикса с музыкантами QUEEN вместо супергероев студии Marvel, чем байопиком о жизни Фредди Меркьюри и его группы, как задумывалось изначально. Ни Фредди свечка, ни Мэю кочерга.
Более подходящее название этому фильму мог бы дать любой другой хит QUEEN - от, например, “We Will Rock You” и “We Are The Champions” до “A Kind Of Magic” и “The Show Must Go On” - только не “Bohemian Rhapsody”.

 
 
Хотя, на мой взгляд, ему больше подошло бы название “Богемная пародия” (из-за намеренного искажения образа главного героя) или “Никчемная рапсодия” - тоже вполне в тему, в виду того, что “Bohemian Rhapsody” немногим менее, чем полностью состоящая из набора клише фильмов о рок-музыке последних двадцати лет, не даёт ответа на вопрос, давным-давно и по совсем другому поводу уже озвученный классиком - “я не знаю,  зачем и кому это нужно?”


Вместо фильма о жизни великого музыканта и человека получилась полнометражная кинодемонстрация наспех слепленной восковой фигуры Фредди Меркьюри в исторически достоверном антураже.
  
 
Если это зрелище вас всё ещё интересует, дождитесь мировой премьеры “Bohemian Rhapsody”, сходите в кинотеатр, посмотрите фильм и обязательно расскажите мне потом, как я был неправ.
А если вы в самом любите QUEEN: просто включите альбом или концерт группы и наслаждайтесь музыкой, настоящей, как сам Фредди Меркьюри, и вечной, как память тех, кому он по-прежнему дорог и кем любим...
 
© Влад Довлатов, 2018

1 комментарий :

  1. За то тепрь есть шанс на продолжение фильма. Вторую часто можно назвать "Show mast go on"

    ОтветитьУдалить

Tweets by vlad_dovlatov