понедельник, 22 января 2018 г.

“Ой, Вань, гляди какие ABBATH’ы!”

            
Несколько дней кряду натыкаюсь в ленте Фейсбука на это объявление:

      

Я, в связи (хотел написать “с преклонным возрастом и ухудшившимся состоянием здоровья”,
но нет - броня всё ещё крепка, а танки, по-прежнему, быстры!) с естественным взрослением,
давно уже не интересуюсь творчеством волосатых дядь и тёть с разрисованными лицами,
облачённых в доспехи из кожи и металла и до сегодняшнего дня простодушно полагал, что
данный подвид артистов если и существует в наши дни, то только в виде восковых фигур
участников группы KISS или концертов рок-фриков, типа RAMMSTEIN  или клоунов,
наподобие LORDI.


И полагал небезосновательно: поколения фанатов  гримированных рокеров всех мастей давным
давно вышли из пубертатного возраста, окончили учёбу, обзавелись семьями и детьми
(некоторые и по нескольку раз), а часть из них даже лысинами, внуками, пенсиями
и ворчливостью.

Однако частота появлений ликов участников группы ABBATH в моей ленте, а также количество
интересующихся грядущим событием, отметившихся в посте с вышеупомянутым объявлением,
пробудили во мне интерес к этому музыкальному проекту в частности, истории и будням жанра
блэк-метал вообще.


Итак, норвежская блэк-метал группа ABBATH - проект норвежского же музыканта Ольве
Эйкему, известного в музыкальных кругах под псевдонимом Abbath (“Аббат”) ещё с конца
80-х годов прошлого века. В 1990 году 17-летний Ольве, до того времени терзавший струны
в дэт-металлической формации с соответствующим жанру названием OLD FUNERAL, взял
себе сценическое имя Abbath Doom Occulta и стал одним из основателей легендарного
(вы удивитесь!) норвежского блэк-метал коллектива IMMORTAL, который (несмотря на
название - “Бессмертный”) в 2015 году “приказал долго жить”, в первую очередь из-за ухода
“на вольные хлеба” Ольве “Аббата” Эйкема. Причиной стали разногласия Ольве с остальными
музыкантами группы, накопившиеся за годы их совместного сосуществования и работы в стиле
блэк-метал...

Кстати, немного о самом блэк-метале!

Блэк-метал (black metal - «чёрный метал»), или просто блэк — музыкальный стиль, одно из
экстремальных направлений хэви-метал рока.
Жанр зародился в 1980-х как одно из ответвлений мегапопулярного в то время в андеграундной
среде трэш-метала. Пионерами блэка принято считать английскую группу VENOM и шведов
BATHORY.
Своё название стиль получил благодаря альбому Black Metal, выпущенному группой VENOM
в 1982 году. Окончательно жанр сформировался в начале 1990-х усилиями норвежских групп
«чёрного круга», в состав которого входили некоторые участники MAYHEM, BURZUM,
DARKTHRONE, IMMORTAL, EMPEROR.

Блэк-метал, как правило, характеризуется скоростными гитарными и барабанными партиями.
Звучание гитар резкое и «сырое», создающее монотонную абразивную пелену дисторшна.
Вокал скриминг и его разновидности (шрайк, грим, кроук и другие) — резкий хрипящий крик,
или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого
«рычащего» вокала). Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw—
«сырой») и считается классическим. Традиционные для рок-музыки гитарные соло и песенная
форма композиций «куплет-припев» редки для этого жанра.

Существенно более важную роль, чем в других «металических» жанрах, играет идеология
музыкантов и, как следствие, тематика песен. Изначально блэк-метал сформировался на почве
антихристианской идеологии, поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую,
антихристианскую и оккультную тематику. Наиболее радикальное направление блэк-металаа —
тру-блэк зачастую граничит с экстремизмом. В отличие от остальных направлений метала,
идеология в блэке зачастую играет большую роль, чем музыка. Тематика подавляющего
большинства традиционного блэка включает антитеизм, атеизм, язычество. Другие блэк-метал
группы идеологически ближе к дэт-металу и эксплуатируют такую тематику, как война, смерть,
нигилизм. Зачастую тематика указывается в поджанре блэка: например, «депрессивный
блэк-метал» (DSBM) или «национал-социалистический блэк-метал (NSBM)».


Сценический образ блэк-исполнителей играет важную роль. В одежде широко используются
атрибутика, свойственная субкультуре металлистов: чёрная кожа, шипы, напульсники, тяжёлая
обувь на толстой подошве, берцы. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены,
важной составляющей образа являются длинные волосы. Однако блэк преподносит всё это под
своим углом зрения, напульсники могут превратиться в утыканные гвоздями наручи, а кожаный
пояс — в патронную ленту (патронташ). Чтобы подчеркнуть антихристианскую или
антирелигиозную позицию, часто используется сатанинская символика — перевёрнутые кресты
и пентаграммы. Однако наиболее запоминающейся чертой является особый чёрно-белый макияж
— корпспэйнт, цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его
похожим на труп.

Следует заметить, что со временем идеологическая составляющая блэк-метала существенно
ослабла - наиболее известные представители жанра, вышедшие из андеграунда на большую
сцену, больший упор делают на зрелищность выступлений и агрессивную подачу материала.
Поборники тру-блэка (true black - “настоящий блэк”) - канонической и архаичной формы стиля
блэк-метал - проповедуют то, что исповедуют, оставаясь “музыкальными подпольщиками”,
повсеместно запрещаемыми и гонимыми фриками,  довольствующимися выступлениями на
полулегальных концертах перед несколькими десятками фанатов своего творчества и выпуском
своих плохо записанных опусов на аудио-кассетах тиражом в сотню-другую копий.


Основная масса коллективов, ведущая активную концертную деятельность и достаточно
известная публике, соответствует канонам стиля в большей степени в музыкальном плане,
тщательно сохраняя звучание и технические приёмы созданные более четверти века назад.
Блэк-металлисты окончательно “вписались” в массовую культуру в 2000-х став неотъемлемой
частью музыкального маркетинга и заполнив собой временно пустовавшую нишу деятелей
антикоммерческого и антигламурного направления в современной музыке. Вместе с тем,
“слившись” с масскультом нового тысячелетия, картинно брутальные и свирепые персонажи
блэк-металлического движения стали героями многочисленных пародий, мемов и комиксов,
низведя их творчество в понимании обывателей до уровня костюмированной клоунады под
аккомпанемент скрежещущих гитар, пулемётных очередей ударных инструментов и истошных
воплей вокалистов. Сейчас их имидж, музыка, тексты и сценическая атрибутика больше не
шокирует, а скорее забавляет взрослую часть публики, оставаясь неким “сакральным действом и
знанием” только для подростковой части аудитории из которой, собственно и выросли нынешние
“звёзды” блэк-метала... Выросли, но не переросли, сделав собственное творчество главным
предназначением своей жизни - ни больше  ни меньше...   

Вернёмся же к нашему герою - Ольве Эйкему, более известному под сценическим именем Abbath
Doom Occulta или просто Abbath.



Являясь, в прямом и переносном смыслах, “лицом группы”, Abbath выполнял в IMMORTAL
функции вокалиста и гитариста (а также бас-гитариста и иногда даже барабанщика) на
протяжении всей четверти века существования коллектива и вполне заслуженно заработал
весомый авторитет в “металлической” тусовке как в самой Норвегии, так и далеко за её
пределами и потому появление нового коллектива музыканта было делом нескольких месяцев
после окончательного распада “бессмертного” коллектива в 2015 году.  


Ещё будучи участником IMMORTAL, перманентно распадавшихся в последние десять лет
своего существования, Abbath предпринял первую попытку сольного творчества собрав
норвежскую (вы удивились?) “металлическую” супергруппу, названную скромно и
непритязательно - I (“Я”). “Сливки” норвежского блэк-металла (Abbath (IMMORTAL) - вокал,
гитара; Ice Dale (ENSLAVED) - гитара;  TC King (ex-GORGOROTH) - бас;
Armagedda (ex-IMMORTAL) в 2006 году выпустили альбом “Between Two Worlds” ,
представляющий собой симбиоз “металлических” жанров хэви, треш и блэк, тепло встреченный
публикой и музыкальными изданиями “прометаллического”  толка. Группа дала единственный
концерт в рамках фестиваля “Hole in the Sky”, на котором музыканты впервые предстали перед
поклонниками без практически обязательного для блэк-метала грима. Дальнейшему
функционированию супер-группы I помешало воссоединение IMMORTAL, “заморозившее”
деятельность перспективного проекта на неопределённое время…



Почти десять лет спустя Abbath, окончательно покинувший IMMORTAL, собрал в своей новой
группе уже знакомого по проекту I бас-гитариста Том Като Виснеса по прозвищу «King Of Hell»,
а за ударную установку сел Кевин «Creature» Фоли. В январе 2016 года вышел дебютный альбом
ABBATH, содержащий восемь новых композиций, тексты к которым написал Саймон Данкастер
и два бонус-трека - кавер-версии песен «Riding on the Wind» классиков хэви-метал
JUDAS PRIEST и «Nebular Ravens Winter» исполнявшуюся IMMORTAL.

Стилистически новая работа “Аббата” больше походит на музыку главного коллектива в его
карьере - IMMORTAL, даже более жёсткую версию блэк-метал, возможность исполнять
которую предоставляет формат пауэр-трио ABBATH, однако заметный след в саунде альбома
оставляют вкрапления хэви-металлических пассажей, опробованных музыкантом ещё в составе
проекта I.



Таким образом, нынешний коллектив легендарного Abbath является квинтэссенцией всего
творческого пути музыканта, готовящегося в этом году отпраздновать собственное 45-летие и
30-летие музыкальной деятельности. Во время “живых” выступлений ABBATH охотно
исполняют композиции IMMORTAL, I и других коллективов в разное время вдохновлявших
Ольве Эйкему и дань уважения которым музыкант отдаёт сейчас, тем самым связывая воедино
огромное количество стилей и жанров музыки называемых  “тяжёлым роком”.


Концерт в Киеве, который состоится 18 апреля 2018 года, будет прекрасной возможностью
для ценителей жанра блэк-метал и персональных поклонников самого Ольве «Abbath Doom
Occulta» Эйкему воочию лицезреть своего кумира - живую легенду современной музыки со
всей, присущей стилю, который он представляет, специфичностью звучания, сценического
действа, философии и мировоззрения.

Всем остальным любителям “живого”, концертного рокового драйва этот материал, я надеюсь,
поможет определиться - кто такие эти ABBATH и с чем их едят. И главное - стоит ли их есть?

© Влад Довлатов, 2018

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Tweets by vlad_dovlatov