История современной музыки богата примерами сотрудничества известных исполнителей из разных музыкальных коллективов в рамках совместных проектов - от разовых джем-сейшнов во время концертных выступлений, на разного рода фестивалях и благотворительных акциях, до создания абсолютно новых, вполне самостоятельных, успешных и относительно долговременных творческих союзов. Особенно часто пересекаются, на поприще создания так называемых супергрупп, пути рок-музыкантов, но и примеров возникновения необычных музыкальных коллабораций, с участием “звёзд первой величины”, достаточно и в других стилях и направлениях популярной музыки
Определяющим фактором, для плодотворного и долговременного сотрудничества музыкантов в подобных формациях, зачастую становится (помимо, безусловно необходимых в любом деле, высокого уровня профессионализма и исключительного таланта) наличие у членов коллектива обычных человеческих качеств - таких, как умение и желание работать вместе с исполнителями, не уступающих друг другу в известности, авторитете и обожании публикой; способность “держать в узде” собственное эго во благо общего дела и наконец, элементарное взаимоуважение и партнёрские отношения между участниками проекта. Именно человеческий фактор предопределяет недолгий срок существования супергрупп, состоящих из сверхамбициозных исполнителей виртуозов - коллективы, просуществовавшие более двух-трёх лет и выпустившие более одного-двух альбомов, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Однако даже среди подобных специфических музыкальных формаций есть один проект, являющийся исключением из всех писаных (и неписаных тоже) правил и примеров, не укладывающийся ни в какие рамки и каноны современной музыкальной культуры с очень знаковым названием Trio of Doom, то есть “Трио Судьбы”.
Самый амбициозный проект своего времени (как по именам участников, так и по творческому потенциалу каждого из музыкантов) был создан в начале марта 1979 года гитаристом и композитором Джоном МакЛафлином, который, после двухлетнего погружения в индийскую музыку в составе акустического коллектива Shakti, решил снова заняться электрической гитарой, благодаря которой он “сделал себе имя” в начале семидесятых. Выпуск сольного альбома “Johnny McLaughlin: Electric Guitarist” в 1978 году ознаменовал возвращение МакЛафлина к стилям джаз-рок и фьюжн, прославившим его на весь мир в составе группы Mahavishnu Orchestra. По замыслу его основателя, проект должен был стать первым, в своём роде, коллективом музыкантов, играющим как материал каждого из его участников, так и совместные произведения членов группы в стиле джаз-рок и фьюжн в формате пауэр-трио, более близкого к звучанию рок-группы.
Развивая вновь избранное направление, Джон решает собрать трио виртуозов экстракласса для продолжения чисто инструментальных экспериментов на стыке стилей джаз, фьюжн и рок. Вакансию барабанщика занял Тони Уильямс - один из лучших джазовых ударников всех времён, ранее уже сотрудничавший с МакЛафлином в составе коллектива Майлза Дэвиса и проекте самого Уильямса Lifetime. Бас-гитаристом трио должен был стать Джек Брюс, игравший на альбоме МакЛафлина “Electric Guitarist” и уже сотрудничавший ранее с Джоном и Тони в проекте Lifetime, а также имевший опыт участия в составе супергруппы - блюз-рокового трио Cream, существовавшей в 1966-68 годах. Однако предпочтение было отдано басисту из джаз-фьюжнового коллектива Weather Report по имени Джако Пасториус - новичку музыкальной сцены, в сравнении с маститыми Джоном МакЛафлином и Тони Уильямсом. На кандидатуре Пасториуса настоял Тони Уильямс, оценивший исполнительский потенциал и импровизаторские способности Джако во время их совместной работы над альбомом Weather Report “Mr.Gone”.
Джако Пасториус в буквальном смысле ворвался на музыкальный Олимп в 1976 году: после концертного выступления Weather Report в Майами, за кулисами появился никому неизвестный молодой человек, который подошёл к руководителю группы, клавишнику Джо Завинулу и сказал, что ожидал от выступления Weather Report большего, после чего представился и заявил, что он лучший бас-гитарист в мире. Крайне раздражённый наглостью незнакомого юнца Джо Завинул сказал, чтобы тот “уёбывал отсюда”(“get the fuck outta here”), но позже, поостыв, согласился прослушать нахального выскочку и был настолько впечатлён игрой Джако, что незамедлительно принял его в состав своей группы. Оригинальная исполнительская техника и особый подход к самой бас-гитаре, считавшейся до той поры исключительно аккомпанирующим инструментом и которую именно Пасториус впервые вывел в ранг самодостаточной музыкальной единицы, вместе с эксцентрическими выходками на сцене, непривычными для джазовой публики, ставшими неотъемлемыми элементами “шоу Джако” и придававшими его выступлениям рок-н-ролльный драйв, мгновенно вознесли молодого музыканта на вершину музыкального Олимпа. “Джими Хендрикс бас-гитары” - наиболее удачная характеристика стиля игры и манеры сценического поведения Джако Пасториуса.
Первые репетиции Trio of Doom привели в восторг как самих музыкантов, так и руководство звукозаписывающей компании Columbia Records, которое решило отправить новоиспечённый коллектив на Кубу для участия в фестивале Havana Jam вместе Weather Report и сборным составом CBS Jazz All-Stars.
Джон МакЛафлин возлагал большие надежды на дебютное выступление группы, которое состоялось 3 марта 1979 года, но Джако Пасториус, который к тому времени вместе со статусом музыкального гения также приобрёл пагубные привычки рок-звезды, пристрастившись к алкоголю и наркотикам, в буквальном смысле сорвал выступление Trio of Doom в Гаване.
Из воспоминаний МакЛафлина: “Мы начали выступление с моей вещи "Dark Prince", быстрого блюза с альтерированными заменами в до-миноре. В ней можно было хорошо импровизировать, но Джако плюнул на музыку, отошёл к комбику, врубил громкость на 11 и заиграл что-то в ля-мажоре поперёк нас. Я посмотрел на Тони: что, чёрт возьми, происходит? Это было совсем не похоже на репетиции. Также он поступил с песней Тони. А затем он вышел к зрителям и проделал полный набор своих сценических трюков. Это было фиаско… А Джако сошёл со сцены со словами: "Вот какую хреновину надо играть!" Я сказал ему: "Никогда в жизни мне не было так стыдно стоять с кем-то на одной сцене. Это - самая хреновая игра, которую мне довелось слышать. Чтоб я твою физиономию не видел. Как минимум неделю". Я был очень зол на него…”
Тем не менее, уже 8 марта трио собралось в студии для записи, но Пасториус снова вёл себя неадекватно и теперь пришёл черёд для взрыва негодования со стороны Тони Уильямса, который, после словесной перепалки с Джако, выскочил из-за установки, расшвырял барабаны и вышел из студии. На этом деятельность Trio of Doom закончилась, толком не успев начаться и итогом совместной деятельности участников группы стал большой пшик - реализоваться потенциалу проекта было не суждено. Не судьба...
Музыканты несостоявшегося супер-проекта продолжили свою деятельность, участвуя, с разной степенью успешности и продолжительности, как в составах разных коллективов, так и работая над сольными проектами.
Джако Пасториус, после нескольких лет сотрудничества с Weather Report, организовал собственный проект Word of Mouth (“Из уст в уста”), попутно развалив группу Джо Завинула, своего “крёстного отца” на большой сцене, покинув его коллектив вместе с барабанщиком Питером Эрскином. В этот период поведению Джако стала ещё более присуща частая смена и полярность настроения - от вдохновенных многочасовых репетиций и сетов в студии звукозаписи, до клоунских выходок на концертах и хулиганства за сценой и в повседневной жизни, спровоцированных приступами депрессии, которые музыкант “глушил” алкоголем и наркотиками, а публика и журналисты уже привыкли списывать на “причуды гения” и эпатажный имидж “первого панка-джазмена”, который создавал себе Пасториус...
После выпуска альбома “Word of Mouth”, в записи которого принимали участие, в числе прочих, такие выдающиеся музыканты как Херби Хэнкок и Уэйн Шортер, Джако Пасториус отправился на гастроли со своей группой, по окончании которых был принудительно госпитализирован с диагнозом “биполярное расстройство психики”. Пройдя курс лечения Джако записал и выпустил в 1983 году концертный альбом “Invitation” (“Приглашение”), однако постоянное употребление алкоголя и наркотиков провоцировали всё новые обострения и развитие болезни - Пасториус стал всё чаще впадать в неадекватное состояние, в котором он совершал асоциальные поступки и проявлял склонность к суициду.
Состояние музыканта продолжало ухудшаться и 11 сентября 1987 года, после того как ему вздумалось выйти на сцену во время концерта Карлоса Сантаны в Нью-Йорке и откуда он был выдворен на улицу, Джако стал в ярости бить ногами в стеклянную дверь забегаловки “Полночная рюмка”, а потом подрался с вышибалой этого заведения. После полученных в драке нескольких переломов лицевых костей черепа, травм правого глаза и левой руки, Пасториус впал в кому и спустя десять дней, 21 сентября 1987 года, скончался от кровоизлияния в мозг.
Тони Уильямс участвовал во многих самых разнообразных составах, исполнявших музыку в диапазоне от фьюжн и джаз-рока до традиционных джаза и блюза, в том числе группу Fuse One, в которой он снова сотрудничал с Джоном МакЛафлином, записывал сольные альбомы, а также занимался преподавательской работой в созданной им школе для начинающих барабанщиков в Сан-Франциско. В 1997 году он скоропостижно скончался после сердечного приступа в возрасте пятидесяти одного года.
Джон МакЛафлин больше своих коллег по Trio of Doom преуспел в жизни и карьере: его многочисленные проекты в самых разных жанрах музыки, над которыми маэстро трудится и по сей день, неизменно вызывают интерес публики и пользуются успехом как у специалистов, так и у простых любителей музыки. Один из его новых проектов, под названием The 4th Dimension (“Четвёртое измерение”), напоминает о двух его прошлых проектах: о наиболее известном - Mahavishnu Orchestra и о самом странном в его пятидесятилетней карьере - Trio of Doom.
История “Трио Судьбы” так и могла бы остаться всего лишь малоизвестным и теперь, по прошествии десятков лет, полумифическим фактом в истории музыки, так же, как и в судьбе каждого из участников этого проекта, если бы не настойчивость Джона МакЛафлина, который приложил массу усилий по поиску и реставрации записей немногочисленных студийных сетов Trio of Doom, а также записи их единственного концертного выступления на фестивале Havana Jam’79, которые были выпущены на лейбле Legacy Recordings в 2007 году - в год 20-летия гибели Жако Пасториуса и 10-летия смерти Тони Уильямса.
В память о проекте, которому не суждено было реализовать свой потенциал и об уже ушедших в мир иной коллегах МакЛафлина, альбом назван просто - “Trio of Doom”.
© Влад Довлатов, 2016
Комментариев нет :
Отправить комментарий