Кабинет министров Украины объявил о стопроцентной национализации “ПриватБанка”.
ПриватБанк сегодня ночью перешел в стопроцентную собственность государства. Об этом официально стало известно 18 декабря в 23:29. В сообщении на сайте Кабинета Министров сказано, что в воскресенье вечером состоялось заседание правительства в ходе которого представители Национального банка озвучили предложение национализировать ПриватБанк. Кабмин принял предложение регулятора. "Частные акционеры Приватбанка обратились к правительству с предложением, чтобы государство в интересах клиентов банка стала его полным владельцем", - говорится в сообщении на сайте правительства.
Для понимания важности данного события для Украины, как страны в целом и его населения, в частности - немного цифр и фактов.
Общеизвестно, что ПриватБанк - крупнейший банк страны по объему активов и по количеству клиентов. Активы банка по состоянию на начало ноября 2016 года составляли 271 миллиард гривень. За 9 месяцев текущего года банк получил 590 миллионов гривень прибыли. Обязательства банка оцениваются в 241 миллиард гривень. Суммарно средства клиентов составляют 195 млрд. грн., из них 40 млрд грн - средства юрлиц, все остальное - 155 млрд. грн. - средства, размещённые физлицами. Банк обладает самым крупным портфелем заёмщиков, на 1 ноября он находился на уровне 180 млрд грн, при этом 155 млрд грн - кредиты выданные компаниям и лишь 24 млрд грн - кредиты населению. Из отчётности НБУ следует, что резервы ПриватБанка под такой крупный кредитный портфель юрлиц составляли 20,4 миллирда грн.
12 декабря Национальный банк представил отчет о финансовой стабильности, в котором были обнародованы цифры кредитных рисков разных групп банков. Наиболее уязвимой оказалось 1 группа, в которую входят 8 крупнейших финучредждений, включая ПриватБанк. Согласно цифрам НБУ, указанная группа не справляется с докапитализацией на 132 миллиарда гривень. Вместо 161 миллиарда гривень, которые определил НБУ в ходе диагностики, банки отчислил в свои резервы лишь 44 миллиарда. О том, что существенный разрыв в группе возник из-за Привата, могут говорить масштабы банка и размер его кредитного портфеля.
А теперь, без суеты и паники, разберёмся в сложившейся ситуации, ответив на три вечных вопроса действительности: “Кто виноват?”, “Кому выгодно?” и “Что делать?”
“Кто виноват?” и “Кому выгодно?”
Ответы на первые два вопроса настолько тесно переплетены друг с другом, в данной ситуации, что их следует рассматривать вместе и никак иначе. Итак, крупнейший негосударственный, частный банк Украины, с охватом клиентов более 50% населения страны и являющийся одним из мировых (!) лидеров в сфере электронных банковских платежей и на протяжении многих лет являлся “лакомым куском” для властьпридержащих киевских политиков.
Впервые серьёзная опасность смены владельцев над ПриватБанком нависла во время президенства Виктора Януковича: тогда Коломойский, по словам банкиров, запустил целую программу “порчи” банка - чтобы его было не выгодно отбирать. Он начал переоформлять кредиты на так называемые “прокладки” - счета, через которые деньги выводились за территорию Украины и “бесследно” исчезали в оффшорах, загружать предприятия долгами, подменивать залоги и делать многие другие, недопустимые в банковском деле вещи. Коррумпированные чиновники Нацбанка закрыли на это глаза.
Ещё до Евромайдана ПриватБанк стал полностью не интересен для поглощения. Это был уже не банк, а просто некий агрегат из двух частей. Первая - действительно один из лучших в мире бизнесов в сфере обработки электронных платежей. Это то, на что польстились Янукович с многочисленными “сыновьями”. Вторая часть - это ужасающих размеров “черная дыра” корпоративного бизнеса.
Если бы даже “семья” отобрала Приват, то ей пришлось бы покрывать десятки миллиардов “мёртвых” кредитов. Взыскать эти деньги с Коломойского не удалось бы никогда, учитывая иезуитскую изощрённость днепропетровских юристов. А вот получить новые проблемы можно было бы запросто - в качестве устрашающего маневра Коломойский публично и открыто “положил” собственную компанию «Аэросвит» — её “семья” тоже хотела “отжать”. Сотни пилотов, стюардесс и обслуживающего персонала пришли под окна Администрации президента. «Аэросвит» и при жизни не платил по долгам, а после банкротства — и подавно. Работников своей компании Коломойский и Арон Майберг«кинули» первыми.
К тому времени авиабизнес олигарха полностью перешёл в купленную у тандема Табачник-Колесников компанию МАУ. Сегодня «Международные авиалинии Украины» являются “эталоном” качества авиаперевозок и сервиса. К тому же, Коломойский “научил” компанию не платить по долгам. Отказ платить миллиард гривен по кредитам в банке «Финансы и Кредит» — яркое тому доказательство.
Проблемы с «Аэросвитом» были лёгким намеком на ужас, который спровоцировал бы крах Приватбанка. «Дыра» в 136 млрд — прямое тому доказательство.
Подмена “хороших” активов на “плохие” - далеко не единственный шаг, предпринятый Коломойским. Он превратил банк в некий странный механизм. Например, платёжную систему Привата обслуживают чуть ли не 1,5 тысячи программистов. Без их поддержки с системой банка ничего сделать невозможно. Она просто “ляжет”, а вместе с ней и операции половины населения страны и множества бизнесов. Но эти люди работают на отдельном предприятии. Лицензии и авторские права на электронную систему также вынесены на отдельные юрлица. Приват таит ещё множество подобных сюрпризов.
Они пришлись кстати, когда новая власть начала плохо поглядывать на собственника Привата. Период плохих взглядов совпал с периодом скандального увольнения Коломойского с поста днепропетровского губернатора. Поговаривают, что какое-то время олигарх даже находился под подпиской о невыезде.
До этого, правда, первый постмайдановский глава НБУ Степан Кубив успел выдать Коломойскому ещё 17 миллиардов гривень рефинансирования. Эти деньги, судя по всему, тут же конвертировались в валюту и покинули пределы Украины. Только на этой операции олигарх заработал полмиллиарда долларов, а государство получило очередное увеличение и без того бездонной “чёрной дыры” в балансе банка уже при новой власти.
Вместо того, чтобы привлечь излишне изобретательного олигарха к ответственности, Порошенко решил вместе с ним зарабатывать. Поговаривают, что после непродолжительной ссоры два олигарха стали бизнес-партнёрами. По каким именно направлениям, история умалчивает. Но отношения между ними сейчас хорошие.
Ходили слухи, что Порошенко стал неформальным совладельцем банка, просто это не оформлено юридически. Якобы это он поставил экс-главу НБУ Владимира Стельмаха на пост главы наблюдательного совета - чтобы тот держал под контролем излишне динамистых и кидалистых “приватовцев”.
Но дорогу своему патрону перешла Валерия Гонтарева. Она «положила» семейный банк Стельмаха — Укринбанк. Причем, без видимых причин. Стельмах не на шутку обиделся, и ушел из Привата.
После этого вовсю начали говорить о национализации. Благо, МВФ давно хотел “просеять” финансовый сектор Украины. Начался мучительный процесс обсуждений, анализов, тестов и пустой болтовни.
А тем временем Коломойский и его партнер Геннадий Боголюбов попытались сыграть на опережение. Они предприняли меры по окончательной”зачистке” банка. С одной стороны, олигархи завели в Приват массу своих активов, в частности недвижимости. С другой стороны, поговаривают, что стоимость этих активов завышена в 3−4 раза.
Не знать о процессе потрошения Нацбанк не мог. Но он молча позволял массово подменять залоги, а параллельно подписывал весьма выгодные для банка условия реструктуризации.
По сути, на данный момент Коломойский уже выпотрошил банк. Он вывел самые ценные свои бизнесы из-под удара на случай национализации Привата. А все, что осталось, не представляет особой ценности. Когда этот портфель попадёт в руки государства, вернуть кредиты не удастся. Продажа залогов даст гораздо меньше денег, чем заявлено. На что Коломойский скажет, что государственные менеджеры не умеют продавать.
И конечно же, он не захочет ничего платить по счетам.
“Что делать?”
Если бы “разборки” вокруг Привата касался только двух олигархов, проблемы не было бы никакой. Всё население страны с попкорном в руках следило бы за схваткой гаранта “безвиза” и главного схемотехника страны.
Но, с возникновением вероятности краха ПриватБанка, под ударом оказался как раз многочисленный средний класс Украины. Именно он проводит все расчёты через темно-зеленые терминалы ПриватБанка. Глубоко “теневая” экономика Украины работает на наличных платежах, которые не видит налоговая. Зато их сумел гениально освоить гений Александр Дубилет и его сын Дмитрий.
Если вы не уловили суть проблемы, то государство должно влить в банк Коломойского от 136 до 144 млрд грн. Денег налогоплательщиков. Наших с вами денег.
Вместо пенсий, дорог и школ они пойдут на покрывание грехов Коломойского. А самое главное, ему за это ничего не будет. “Он уедет в Женеву, а нам тут жить”, - типичный и красноречивый комментарий из соцсетей.
Если рухнет Приватбанк, принадлежи он Коломойскому или государству, будет нанесён удар по единственно работающему сегменту украинской экономики. Это будет действительно крах, без преувеличений. Этот крах приведёт к стихийным демонстрациям, в которых - совершенно добровольно - примут участие миллионы граждан Украины. Это даже не “третий Майдан”, о котором так страстно мечтает Юлия Тимошенко. Это бунт и хаос. О таком даже Владимир Путин не мечтает в своих розовых снах.
У Приватбанка — 18,4 млн вкладчиков только физлиц. Это около 40% населения страны. Представьте, что у всех этих людей отнимут деньги. Толпа выйдет на улицы по всей территории Украины, в каждом областном и районном центре. Какая власть выдержит противостояние с такой толпой?
Эту толпу нельзя будет назвать ни “бабушками Рабиновича”, ни “дедушками Коломойского”. Это будут реальные, живые обманутые вкладчики. Они захотят или денег, или крови небожителей. Полиция встанет на их сторону - потому что не тот случай, чтобы размахивать наручниками.
Этот сценарий полностью вероятен. Всего несколько дней “лежачего” ПриватБанка и президентству Петра Порошенко наступит конец. А вместе с ним и премьерству Владимира Гройсмана, и нацбанковству Валерии Гонтаревой.
Понимает ли это президент? Вероятнее всего, понимает. Он совсем не глупый человек.
Что делает Порошенко, чтобы не допустить такого развития событий? Похоже, что пока ничего. И в этом его проблема. Огромная персональная проблема.
А что делать нам, простым гражданам Украины и пользователям ПриватБанка? Чёткого ответа на этот вопрос нет у специалистов в сферах экономики и банковского дела, нет у политиков, нет у “западных партнёров”.
Остаётся, как всегда, ждать, надеяться и верить. Ждать развития ситуации, надеяться на то, что ПриватБанк не “схлопнется”, подобно финансовым пирамидам 90-х годов прошлого века и верить в то, что все испытания, через которые проходит многострадальный народ Украины не напрасны и что когда-нибудь и на нашей улице будет праздник - большой и светлый, такой, как сегодня, но без привкуса горечи за настоящее и тревоги за будущее.
© Влад Довлатов, 2016
Комментариев нет :
Отправить комментарий