20 мая 2016 года вышел в свет двадцать третий студийный альбом британского гитариста, певца и композитора Эрика Клэптона “I Still Do”, записанный в студии Марка Нопфлера Britisn Grove Studios и выпущенный независимыми лейблами Bushbranch и Surfdog.
В работе над новой пластинкой живой легенды рок-музыки приняли участие знаковые фигуры в мире рок-музыки, под стать самому Клэптону - продюсер Глин Джонс и художник сэр Питер Блейк. Глин Джонс знаменит, в первую очередь, своим сотрудничеством в сфере звукозаписи с такими коллективами как The Rolling Stones, Led Zeppelin, The Who, а также работой над альбомами Эрика Клэптона “Slowhand”(1977) и “Backless”(1978), ставшими одними из лучших работ в дискографии легендарного музыканта. Сэр Питер Блейк известен, помимо прочего, как оформитель рок-альбомов и прежде всего, самого знаменитого из них - конверта пластинки The Beatles “Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band”(1967).
О начале записи нового альбома Эрика Клэптона впервые было объявлено 18 февраля и спустя всего три месяца “I Still Do” выпущен в форматах двойного винилового диска и стандартного CD, включающих в себя двенадцать новых композиций, исполненных корифеем блюз-рока.
Новый альбом скомпонован по формуле, схожей с предыдущими работами музыканта - кавер-версии песен любимых авторов маэстро дополнены двумя новыми композициями сочинения Клэптона плюс аранжировка народной песни “I’ll Be Alright”. Однако, общее настроение альбома “I Still Do” в корне отличается от расслабленно-солнечного диска “Old Sock”(2013) и энергичного трибьют-альбома “The Breeze: An Appreciation of JJ Cale”(2014), посвящённого памяти музыканта и друга Клэптона Джей Джей Кейла - новая работа маэстро пропитана духом меланхолии и грусти чуть менее, чем полностью.
Открывающий альбом блюзовый стандарт “Alabama Woman Blues” - кавер-версия композиции Лероя Карра 1930 года - медленный, тягучий блюз создаёт соответствующее настроение у слушателей. Следующая за ней композиция Джей Джей Кейла “Can’t Let You Do It”, напротив - лёгкая динамичная и пожалуй, самая энергичная вещь на всём диске, напоминающая по настроению альбом “Slowhand”. Третий трек “I Will Be There” - атмосферный полуакустический номер, в котором вместе с Клэптоном поёт и играет на гитаре сын ещё одного друга маэстро, покинувшего этот бренный мир - Дхани Харрисон, укрывшийся за псевдонимом Angelo Mysterioso. Примечательно, что под этим же псевдонимом в 1968 году сам Джордж Харрисон принял участие в записи композиции Cream “Badge”. Очередная ниточка из прошлого Клэптона - одна из многих, связывающих в единое целое достаточно разностилевой альбом “I Still Do”.
Композиция “Spiral” - одна из двух композиций, сочинённых Клэптоном для этого альбома - безусловно, лучшая на диске. Фирменный “клэптоновский” блюзовый рифф обрамляется выверено точным аккомпанементом и в меру эмоциональным вокалом маэстро. Драйв поначалу неторопливой вещи и вторящим ему размеренным темпом вокала, постепенно нарастает и достигая эмоционального пика, возвращается к начальному блюзовому проигрышу в стиле slow hand. Текст композиции “Spiral”, пожалуй, можно считать программным заявлением убелённого сединами блюзмена:
Вы не знаете, как много это значит.
То, что у меня есть эта музыка.
Я просто продолжаю играть этот блюз,
надеясь, что не потеряю этот дар.
Я просто продолжаю играть свою песню,
надеясь, что у меня получится.
Вы не знаете, как много это значит -
То, что у меня есть эта музыка.
Утром,
Днём
И вечером,
И даже ночью.
Мне нужно это.
Мне нужен этот блюз.
Мне нужно это…
Тему блюза как состояния души продолжает среднетемповая акустическая босса-нова “Catch the Blues” с сочным женским бэк-вокалом, то вторящим пению маэстро, то на равных солирующим с ним. В результате - одна из красивейших песен альбома и вторая композиция авторства Эрика Клэптона на “I Still Do”.
И после небольшой передышки - снова классические блюзовые мотивы. Кавер-версия композиции одной из легенд “американского дельта-блюза” первой половины ХХ века Скипа Джеймса “Cypress Grove”. Начиная с этой композиции альбом представляет собой неторопливые блюзы с текстами, повествующими о тяготах жизни и ожидании смерти, как избавлении от этих тягот (“Stones In My Passway” Роберта Джонсона, народной “I’ll Be Alright”, “Somebody’s Knockin” Джей Джей Кейла), чередующиеся со светлыми балладами - колыбельной “Little Man, You’re Had a Busy Day”, “I Dreamed I Saw St. Augustine” Боба Дилана и финальной “I’ll Be Seeing You”.
По поводу последней композиции сам Клэптон высказался так: “Если у меня больше не будет альбомов… то это даже что-то типа прощания. Но я уже прощаюсь очень долго!”
Сложно судить со стороны, чем вызваны грусть и меланхолия мистера Клэптона, доминирующие на его новой пластинке, но рискну предположить, что события последних лет жизни маэстро лет нашли своё отражение в альбоме “I Still Do”: в июле 2013 года умер Джей Джей Кейл, с которым Клэптон дружил ещё с шестидесятых годов прошлого века и записал альбом “The Road to Escondido”, в октябре 2014-го ушёл из жизни бывший участник группы Cream Джек Брюс, а в мае 2015 года скончался легендарный блюзовый исполнитель Би Би Кинг - один из музыкантов, оказавших весомое влияние на Эрика Клэптона в период его становления как гитариста. К тому же в апреле прошлого года самому Клэптону исполнилось семьдесят лет - есть от чего взгрустнуть и задуматься о вечном.
Однако, следует заметить, что на альбоме нет ни единой ноты, свидетельствовавшей об отчаянии или драматическом надрыве музыканта - к чести маэстро, пластинка напрочь лишена пафоса и наполнена умиротворением повествующего о жизни и спокойствием рассуждающего о смерти пожилого человека много повидавшего на своём веку. Лёгкий оттенок грусти создаёт альбому особую, доверительную атмосферу личной сопричастности слушателя к музыкальной исповеди живого классика рок-музыки и делает альбом “I Still Do” самой личной работой Эрика Клэптона за всю его музыкальную карьеру, длящуюся уже более полувека. Название альбома допускает разные варианты перевода (“Я всё ещё делаю это”, “Я всё ещё в деле”, “Я всё ещё здесь”) и тем не менее, любая из этих трактовок как нельзя лучше характеризует особое место этой пластинки в жизни музыканта и самого Эрика Клэптона в мировой музыкальной культуре нашего времени.
Спасибо Эрику Клэптону за новую, возможно даже немного неожиданную в своей откровенности, работу.
Спасибо за то, что он всё ещё поёт и играет для нас.
Спасибо за то, что он всё ещё с нами.
В общем - спасибо, что живой!
© Влад Довлатов, 2016
Track listing
Standard version | |||
N | Title | Writer(s) | Length |
1. | "Alabama Woman Blues" | Leroy Carr | 5:06 |
2. | "Can't Let You Do It" | JJ Cale | 3.50 |
3. | "I Will Be There" (featuring Angelo Mysterioso) | Paul Brady, John O'Kane | 4.37 |
4. | "Spiral" | Eric Clapton, Andy Fairweather Low, Simon Climie | 5.04 |
5. | "Catch the Blues" | Eric Clapton | 4:51 |
6. | "Cypress Grove" | Skip James | 4:49 |
7. | "Little Man, You've Had a Busy Day" | Maurice Sigler, Mabel Wayne, Al Hoffman | 3:11 |
8. | "Stones in My Passway" | Robert Johnson | 4:03 |
9. | "I Dreamed I Saw St. Augustine" | Bob Dylan | 4:02 |
10. | "I'll Be Alright" | Traditional | 4:23 |
11. | "Somebody's Knockin'" | JJ Cale | 5:11 |
12. | "I'll Be Seeing You" | Irving Kahal, Sammy Fain | 5:00 |
Personnel
|
|
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий