пятница, 3 ноября 2017 г.

История The Sopwith Camel: “Из забвения в вечность”. Часть первая, 1965-68 годы


Sopwith Camel - 1966, poster.jpg


Невероятная история неординарной рок-группы The Sopwith Camel


История американской рок-группы The Sopwith Camel вобрала в себя множество самых разных событий характерных для рок-н-ролла 60-х-70-х годов прошлого века и уникальна тем, что все невероятные творческие виражи, неожиданные повороты карьеры и мистические жизненные коллизии, достойные сюжета голливудского блокбастера, соединились в хронологии существования одного коллектива музыкантов название которого многие годы было незаслуженно забыто, а музыка практически неизвестна широкому кругу любителей рок-музыки.  


Группа The Sopwith Camel была образована певцом и саксофонистом Питером Крамером в 1965 году в Сан-Франциско - американском рок-захолустье, на тот момент - и стала одним из первых коллективов добившихся определённой известности, тем самым “открыв дверь”, как сказал бы Джим Моррисон, другим музыкантам из своего города, которые составили ядро движения "San Francisco Psychedelic Ballroom Bands", на большую музыкальную сцену США. В составе группы, помимо Крамера, играли гитаристы Терри МакНил и Уильям Сиверс, басист Мартин Биэрд и барабанщик Норман Мэйелл.


The Sopwith Camel - 1966.jpg


Название коллектива было выбрано из нескольких вариантов, предложенных участниками новорождённой музыкальной формации, среди которых было Big Brother & The Holding Company под которым впоследствии прославились друзья The Sopwith Camel - музыканты безымянной, на тот момент, группы в которой пела тогда ещё никому неизвестная девушка по имени  Дженис Джоплин. В итоге музыканты назвались именем знаменитого британского биплана-истребителя времён Первой мировой войны Sopwith Camel (“Верблюд Сопвича”), вероятно для того, чтобы выделиться из общей массы  “жуков”, “камней”, “птиц” и прочих “животных” в то время “населявших” музыкальные сцены всего мира и вместе с тем, соответствовать моде.


The Sopwith Camel - 1966, Kama Sutra Records.jpg


Поначалу The Sopwith Camel выступали на домашних площадках Сан-Франциско вместе с земляками The Charlatans, а во второй половине 1966 года играли на “разогреве” у нью-йоркской группы The Loving Spoonful, которая летом этого же года выпустила свой хит “Summer in the City” и на волне популярности песни гастролировала по всей Америке. Знакомство с музыкантами  The Loving Spoonful, переросшее в дружбу и сотрудничество, дало необходимый толчок развитию музыкальной карьеры The Sopwith Camel.


Именно музыканты The Loving Spoonful предложили провинциальной группе попробовать свои силы в Нью-Йорке, бывшем в то время и остающемся поныне культурной столицей США, помогли организовать Sopwith Camel контракт с местной компанией звукозаписи Kama Sutra Records и, вдобавок ко всему, “поделились” своим менеджером. Поступки вполне духе философии хиппизма, расцвет которого пришёлся как раз на вторую половину 1960-х годов.


Первый сингл The Sopwith Camel с песней “Hello, Hello” стал хитом и сделал группу первой среди музыкальных коллективов из Сан-Франциско, которой удалось попасть в Топ-40 американского хит-парада и получить контракт на запись альбома.


Успех незатейливой поп-песенки с лёгким налётом водевильности и атмосферой веселья в ковбойском салуне, способствовавший хорошим продажам сингла “Hello, Hello”,позволил The Sopwith Camel отправиться на гастроли по США и выступить на одной сцене с заезжими звёздами из Англии, такими как The Rolling Stones, The Who и The Animals, а также другими  популярными американскими группами, среди которых были The Byrds, The Beach Boys, Buffalo Springfield, и, естественно, The Loving Spoonful.


Возвращение первого коллектива из Сан-Франциско ставшего известным во всей Америке в родной город вместо ожидаемого триумфа и восторженного приёма у земляков стало абсолютным фиаско для Sopwith Camel: местная публика не приняла “попсовую” музыку группы, недавние друзья  по андеграундной тусовке также не простили коллегам “продажности” и “предательства” психоделического направления, колыбелью которого в США стала малая родина музыкантов.  


The Sopwith Camel - 1966, Fall.jpg


На самом деле деятелями андеграунда Сан-Франциско двигали отнюдь не высокоинтеллектуальные запросы и верность психоделическому направлению, а обыденная зависть к чужому успеху - тот факт, что группу стали в буквальном смысле выживать из родного города, иначе объяснить нельзя. К примеру, на совместных концертах с местными группами, в которых The Sopwith Camel были заявлены в качестве хедлайнеров, музыканты Jefferson Airplane и Grateful Dead намеренно затягивали свои сеты бесконечными импровизациями, отнимая время для выступления у музыкантов Sopwith Camel. На одном из подобных мероприятий The Sopwith Camel успели сыграть всего три песни за десять минут, которые оставались до окончания концерта. Расстроенные таким положением дел музыканты Sopwith Camel, после нескольких месяцев мытарств в родном и теперь уже ставшим для них чужим Сан-Франциско, решили вернуться в гостеприимный Нью-Йорк, в котором начинался путь группы к успеху и всеамериканской популярности.


Однако и в “Большом яблоке” музыкантов ждали проблемы: новые синглы группы не смогли повторить успех их первого хита и попасть в чарты - слушатели попросту успели забыть The Sopwith Camel. Дошло до того, что на обложки их дебютного альбома “Sopwith Camel”, с большим трудом записанного разуверившимися в своих силах музыкантами, пришлось наклеивать стикеры с надписью “Remember “Hello, Hello”?”


The Sopwith Camel - 1967, cover.jpg The Sopwith Camel - 1967, back.jpg


Пластинка мгновенно сгинула в водовороте музыкальной продукции не оставив следа ни в чартах, ни в кошельках исполнителей и боссов студии звукозаписи по вполне естественным причинам, среди которых наиболее важной оказался не спад популярности группы, а несоответствие материала записанного музыкантами The Sopwith Camel веяниям времени.



Дело в том, что  концу 1967 года, когда был выпущен дебютный альбом  The Sopwith Camel, музыкальная мода и рок-н-ролл в целом ушли далеко вперёд, оставив незатейливые поп-рок песенки двух-трёхминутного формата в прошлом, вместе с минималистичными аранжировками и простенькой лирикой. Бал правили психоделик-рок и экспериментальная музыка, тон в которых задавали новые американские группы из Нью-Йорка, Сан-Франциско и Лос-Анжелеса, такие как The Doors, The Velvet Underground, Big Brother & The Holding Company, старые знакомые Jefferson Airplane и Grateful Dead, а также множество других коллективов, в сравнении с которыми вчерашние звёзды чартов The Sopwith Camel уже казались “продвинутой” публике примитивными и скучными.




Справедливости ради следует признать, что дебютный альбом The Sopwith Camel очень даже неплох: динамичные поп-роковые номера с акцентом на дисторшированное и прифузованное звучание гитары Уильяма Сиверса чередуются с более спокойными композициями, отмеченными мелодическим изяществом и гармоничным вокальным многоголосием. Определённую пикантность музыке The Sopwith Camel придаёт пианино, на котором, в свободное от исполнения основных обязанностей ритм-гитариста, в группе играл Терри МакНил. Тексты песен зачастую носят юмористический характер, а их ироничная подача ведущим автором и вокалистом коллектива Питером Крамером позволяет говорить о The Sopwith Camel как об одних из родоначальников поджанра рок-музыки под названием comedy rock.


Sopwith Camel - 1966, poster 1.jpg


И тем не менее, коммерческие неудачи и отсутствие интереса у публики к музыке The Sopwith Camel, не могли не отразиться на атмосфере внутри группы и отношениях между её участниками и привели к тому, что коллектив в 1968 году тихо и незаметно свернул свою деятельность, как думали тогда сами музыканты, навсегда…


...однако у высших сил на этот счёт было другое мнение…


                                        Продолжение следует

                                                  © Влад Довлатов, 2017

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Tweets by vlad_dovlatov