“Heaven and Hell” - пятый сольный альбом греческого композитора Вангелиса (полное имя Эва́нгелос Одиссе́ас Папафанаси́у), записанный в сентябре 1975 года в Лондоне, в Nemo Studios и изданный RCA Records в декабре того же года.
Периоду создания альбома “Heaven and Hell”(“Рай и Ад”) предшествовал этап перемен в жизни музыканта: в 1974 году Вангелис переехал в Лондон из ставшего ему вторым домом Парижа, в котором он прожил около десяти лет со времени начала учёбы в Сорбонне. В том же году, будучи уже довольно известным в Европе музыкантом, Вангелис репетировал со знаменитой арт-роковой группой Yes, музыканты которой искали замену ушедшему из коллектива клавишнику Рику Уэйкману. Однако, после двух недель совместных репетиций Вангелис заявил, что его музыкальная концепция далека от “йесовской” и покинул группу для того, чтобы продолжить свою сольную карьеру. В этот недолгий период пребывания в Yes Вангелис подружился с вокалистом группы Джоном Андерсоном и их знакомство переросло в дружбу и сотрудничество двух музыкантов, продолжающееся по сей день.
В 1975 году Вангелис подписывает контракт на выпуск альбомов с лейблом RCA Records и основывает собственную студию звукозаписи Nemo Studios, ставшую, по словам самого музыканта, его исследовательской лабораторией на последующие десять лет. Первым альбомом, сочинённым и записанным Вангелисом в лондонской Nemo Studios, стал “Heaven and Hell”.
Альбом представляет собой цельное произведение, разделённое на две отдельные части на двух сторонах винилового диска, каждая из которых содержит несколько инструментальных и вокальных тем, переходящих одна в другую и образующие единую музыкальную композицию под названием “Heaven and Hell”.
Первая сторона пластинки открывается мощной арт-роковой темой "Bacchanale" с полиритмичными партиями клавишных инструментов, поддерживаемыми вокализами Английского камерного хора и звучащими фоном к партиям солирующего Вангелиса. Музыкальная тема из "Bacchanale" задаёт настроение всей первой части “Heaven and Hell”: следующая за ней трёхчастная композиция "Symphony to the Powers B" развивает атмосферу торжественности, гармонии и красоты Рая, попеременно чередуя звучание неоклассических фортепианных этюдов с пасторальными вокальными темами в сопровождении синтезаторов, плавно переходящая от одной части к другой. Заканчивает первую сторону альбома умиротворённо-патетическая "So Long Ago, So Clear" - единственная композиция на пластинке содержащая вокальную партию со словами, которые исполняет Джон Андерсон. Лирический герой композиции предаётся воспоминаниям о временах, когда “мы могли касаться звёзд и небес, и мир был чист и ясен как Рай”.
Пасторальная красота и умиротворение Рая, царящие на первой стороне диска, сменяются ощущениями тревоги и опасности в композиции "Intestinal Bat", открывающей перед слушателями врата Ада на второй стороне пластинки “Heaven and Hell”. Авангардно-психоделическая композиция не имеет чёткой музыкальной темы - протяжные ноты, извлекаемые Вангелисом из синтезаторов, перемежаются со звуками хлопанья крыльев и писка летучих мышей, стонов мучеников и адского скрежета металла, создают практическую осязаемую слушателями атмосферу Преисподней. Композитор, уже имевший на тот момент опыт написания музыки к кино, мастерски нагнетает напряжение композиции "Needles and Bones", иллюстрирующую рукотворную суть механического Ада, созданного человечеством: повторяющиеся синтезаторные пассажи, имитируют звучание безостановочно работающего музыкального автомата.
Двухчастная композиция "12 O'Clock" доводит до логического завершения тему Ада: в первой части вокализы хора и звон набата звучат фоном к грохоту ударов по железу, ритмичному лязгу кандалов, а также набору шумов и звуков из темы "Intestinal Bat", повторяющимся вновь и вновь. Во второй части композиции звучание хора, поддерживаемое синтезаторами, приобретает более светлую и возвышенную интонацию, предвещая отступление адского мрака перед светом Солнца. На первый план выходит возвышенный и одухотворённый вокал певицы Ваны Верути, возвращающий в музыкальную ткань композиции атмосферу первой части альбома - торжественную и жизнеутверждающую.
Следующая композиция "Aries" является короткой репризой-вариацией некоторых тем из альбома и сменяется гимном "A Way", который величественным пением хора и патетически аранжированной инструментальной партией клавишных завершают эпическое музыкальное полотно композитора Вангелиса.
Альбом “Heaven and Hell” практически сразу после выхода получил широкое признание у слушателей и музыкальных критиков, о чём свидетельствует попадание пластинки в топ британского чарта и более чем миллионный тираж проданных копий диска во всём мире. Успех, который сопутствовал альбому и концертам с живым исполнением “Heaven and Hell”, сравнимый разве что с достижениями работ Рика Уэйкмана того же периода, имел решающее значение для дальнейшей карьеры Вангелиса и оказал огромное влияние на развитие жанра электронной музыки в целом.
Коммерческий триумф “Heaven and Hell” вдохновил на создание новых шедевров электронной музыки целое поколение молодых композиторов второй половины семидесятых годов прошлого века от Жана-Мишеля Жарра до Дидье Маруани и немало способствовал популяризации работ других, менее известных на тот момент исполнителей, таких как Клаус Шульце и Kraftwerk. Сам же Вангелис занял место в одном ряду с самыми выдающимися композиторами и исполнителями электронной музыки, такими как Эдгар Фрезе из группы Tangerine Dream и Брайан Ино, став впоследствии, вместе с ними и Майком Олдфилдом, одним из основоположников новых музыкальных стилей, таких как эмбиент и нью-эйдж.
Track listing:
На современных аудио-CD изданиях альбома фигурируют всего два трека, являющиеся первой и второй сторонами исходной грампластинки с отдельным указанием композиции "So Long Ago, So Clear".
- "Heaven and Hell Part I" – 21:58
- includes "So Long Ago, So Clear" – 4:58
- "Heaven and Hell Part II" – 21:16
Оригинальное издание альбома и его многочисленные виниловые переиздания включают в себя полный список композиций, составляющих альбом.
Part One:
- "Bacchanale" – 4:40
- "Symphony to the Powers B" (Movements 1 and 2) – 8:18
- "Movement 3" (from "Symphony to the Powers B") – 4:03
- "So Long Ago, So Clear" – 5:00
Part Two:
- "Intestinal Bat" – 3:18
- "Needles and Bones" – 3:22
- "12 O'Clock" (in two parts) – 8:48
- "Aries" – 2:05
- "A Way" – 3:45
Участники записи:
Vangelis - synthesizers, Bösendorfer grand piano, percussion, arrangements
Jon Anderson - vocals on "So Long Ago, So Clear"
Vana Veroutis - vocals on "12 O'Clock"
English Chamber Choir, conducted by Guy Protheroe
Producer: Vangelis
© Влад Довлатов, 2016
Комментариев нет :
Отправить комментарий