Однажды великий актёр Роберт Де Ниро сказал: “До сорока лет актёр работает на имидж, а после - имидж работает на актёра.”
Леонардо ДиКаприо - одному из лучших актёров мирового кино нашего времени - сорок один год. Премия "Золотой глобус-2016" и очередная номинация Леонардо на "Оскар" - самую престижную награду в мире кино - прекрасный повод вспомнить основные этапы его блестящей карьеры, которая вполне может служить практически готовым образцом биографии великого актёра, несмотря на то, что она ещё далека от своей кульминации.
Леонардо ДиКаприо - одному из лучших актёров мирового кино нашего времени - сорок один год. Премия "Золотой глобус-2016" и очередная номинация Леонардо на "Оскар" - самую престижную награду в мире кино - прекрасный повод вспомнить основные этапы его блестящей карьеры, которая вполне может служить практически готовым образцом биографии великого актёра, несмотря на то, что она ещё далека от своей кульминации.
Итак: Леонардо Вильгельм Ди Каприо, родился 11 ноября 1974 года в Лос-Анжелесе, штат Калифорния в семье выходцев из эмигрантской среды: отец актёра, Джордж Ди Каприо, был наполовину немцем, наполовину итальянцем; мать - Ирмелин Инденбиркен, полунемка-полурусская, была дочерью эмигрировавшей из СССР Елены Смирновой. Имя будущей звезде кинеатографа выбрала мать актёра, которая во время беременности посещала музей Италии и ощутила первое шевеление плода рядом с картиной Леонардо Да Винчи.
Брак Джорджа и Ирмелин был недолгим - родители Леонардо развелись когда ему исполнился год. Мать маленького Лео, как его называли в детстве и зовут до сих пор самые близкие ему люди, была вынуждена работать одновременно на нескольких работах для того, чтобы иметь достаточно средств для существования семьи. Ветренный папаша, питавший страсть к богемному образу жизни, принимал участие в жизни подрастающего сына эпизодически, но один из его нечастых визитов сыграл ключевую роль в судьбе Лео - именно Джордж, водивший знакомства в кругах работников “фабрики грёз”, привёл двух с половиной летнего Леонардо на съёмочную площадку детского телешоу.
Светловолосый малыш с ангельским личиком понравился продюсерам и на протяжении следующих десяти лет Лео совмешал учёбу в Seeds Elementary School со съёмками в рекламных роликах на телевидении, помогая матери сводить концы с концами честно заработанным “трудовым долларом”.
В четырнадцать лет Леонардо, несмотря на требования актёрских агентств сменить “не звучащее” имя и хулиганскую причёску, самостоятельно проходит пробы и получает свою первую роль - в сериале “Розанна” он играет одноклассника одного из главных героев - твёрдо решив стать профессиональным актёром. После нескольких лет работы на телевидении в разных сериалах, от легендарной “Санта Барбары” до ныне забытых “мыльных опер”, играя эпизодические роли безымянных “мальчиков-одноклассников” и “парней подруги главной героини”, Лео решает попробовать свои силы в кино. И если в первых своих фильмах он снова выступает в амплуа актёра второго плана, то первая же его серьёзная и практически главная роль в картине “Жизнь этого парня” делает его известным среди сотен таких же “подающих надежды” молодых актёров Голливуда.
Изначально на роль в фильме претендовал друг детства Леонардо - Тоби Магуайр, который безнадёжно проваливал пробы: на сцене Тоби стушевался перед партнёром, “самим” Робертом Де Ниро и не смог “дать нужную эмоцию”. Вихрем влетевший на площадку Ди Каприо на глазах изумлённой съёмочной площадки устроил форменную истерику перед одним из своих кумиров, точно передав “нерв эпизода” и одному из лучших актёров в истории кино не оставалось ничего другого, кроме как предложить режиссёру фильма - маститому Майклу Кэтон-Джонсу - утвердить на главную роль в экранизации известной книги воспоминаний о детстве профессора литературы Тобиаса Вулфа “Жизнь этого парня” никому неизвестного вихрастого выскочку. Надо заметить, что Лео позаботился и о своём неудачливом друге - по настоянию Ди Каприо одну из ролей в фильме исполнил Тоби Магуайр.
Таким образом, “вытащив свой счастливый билет”, новоявленный молодой талант Леонардо Ди Каприо пришёл к выводу, что для того, чтобы быть на первых ролях в профессии и жизни, необходимо выкладываться “по полной” и работать над собой до седьмого пота. Следующая работа Лео в фильме “Что гложет Гилберта Грейпа” заставила обратить внимание на молодого актёра уже самих членов американской академии киноискусств: второстепенная роль Арни - младшего брата главного героя, 18-летнего умственно неполноценного подростка, стала едва ли не самой яркой во всей картине и заслуженно принесла первые награды и номинации на самые престижные кинопремии их исполнителю.
Несомненный талант актёра, вкупе с не по годам серьёзным отношением к профессии, здоровым честолюбием и кропотливой проработкой каждого штриха создаваемого образа, позволили 19-летнему Леонардо Ди Каприо получить место в списке номинантов на премию “Оскар” за роль второго плана в 1994 году - цель, к которой многие и многие актёры идут на протяжении долгих лет карьеры, была достигнута им “в два шага
В одночасье парень с “некинематографическим” именем и нарочито растрёпанной причёской, ещё недавно игравший “кушать подано” в бесконечных теленовеллах для домохозяек, стал одним из самых востребованных молодых актёров Голливуда. Режиссёры и продюсеры выстроились в очередь в надежде заполучить “восходящую звезду кино” в свои проекты, не скупясь на предложения по части гонораров. Однако Лео не поддался на соблазн больших денег и выбирал роли с тщательностью, присущей лучшим актёрам Голливуда прошлых лет. Не размениваясь на проходные роли-”пустышки” в высокобюджетных блокбастерах, Ди Каприо выбирал проекты, в каждом из которых он открывал всё новые грани своего дарования и расширял своё амплуа драматического актёра.
И всё же, при всей его избирательности, Лео не суждено было избежать участия в “хитовых” проектах - после съёмок в фильме “Ромео+Джульетта” Леонардо стал кумиром подростков и новоявленным “секс-символом” девочек-тинейджеров. А спустя год “леомания” бушевала уже во всём мире - роль Джека Доусона в фильме “Титаник” сделала Ди Каприо звездой первой величины, объектом обожания всего женского населения планеты в возрасте “от семи до семидесяти” и самым популярным человеком планеты.
На актёра обрушилась, в полном смысле, слава вселенского масштаба и неистово обожающая “милашку Джека” публика ждала от него “продолжения банкета” - новых ролей в мелодраматических фильмах, вновь и вновь эксплуатировавших бы образ романтичного красавчика из “Титаника”. Однако самого Лео, несмотря на кажущуюся очевидность продолжения карьеры, подобное положение не устраивало: с одной стороны, потакая надеждам поклонников, а с другой - желая расширить своё амплуа он снимается в “костюмном” фильме “Человек в железной маске”, который, несмотря на “звёздный” подбор актёров и беспроигрышный классический сюжет, не оправдал ожиданий. Поклонники без восторга приняли новую работу Ди Каприо, а кинокритики, вообще, холодно отреагировали на выход фильма.
Фильм “Пляж”, снятый модным в то время английским режиссёром Дэнни Бойлом, публика и критика единодушно не приняли и сравнительно неплохие кассовые сборы картины можно объяснить, в первую очередь, популярностью Лео, которая автоматически приносила прибыль любому проекту с его участием.
Фильм “Пляж”, снятый модным в то время английским режиссёром Дэнни Бойлом, публика и критика единодушно не приняли и сравнительно неплохие кассовые сборы картины можно объяснить, в первую очередь, популярностью Лео, которая автоматически приносила прибыль любому проекту с его участием.
После двух относительно неудачных фильмов Ди Каприо решил взять небольшую паузу в карьере - ему необходимо было “переварить” происходящее и просто некоторое время отдохнуть от пристального внимания к своей персоне, которое за несколько лет всеобщего обожания стало докучать актёру бесцеремонностью прессы и папарацци, круглосуточно следивших за каждым шагом Леонардо.
Во время относительного затишья в карьере, длившееся около двух лет, Ди Каприо редко появлялся на публике, посвящая свободное время отдыху в экзотических уголках планеты вместе со своей тогдашней подругой - бразильской моделью Жизель Бундхен и выбору нового проекта, способного вывести актёра на новый уровень профессионального признания. По разным причинам Леонардо отказался от участия в нескольких потенциально перспективных проектах - драме “Американский психопат” и блокбастере “Человек-паук”. Во втором случае Ди Каприо “пожертвовал” ролью в пользу кандидатуры Тоби Магуайра, с лихвой вернув долг десятилетней давности другу детства.
Возвращение Леонардо на большой экран состоялось в 2002 году: вышло сразу два фильма с его участием - авантюрно-приключенческая лента Стивена Спилберга “Поймай меня, если сможешь” и историческая драма Мартина Скорсезе “Банды Нью-Йорка”. В первом фильме Ди Каприо впервые выступил в роли отрицательного персонажа - мошенника Фрэнка Эбигнейла, чья реальная история легла в основу картины. Благосклонные рецензии в прессе и внимание публики, соскучившейся по Лео, легко и непринуждённо сыгравшего этакого “американского Остапа Бендера”, позволили стать фильму Спилберга одним из главных кинохитов года.
Картина “Банды Нью-Йорка” снималась на протяжении полутора лет и стала знаковым событием как для самого Ди Каприо, так и для режиссёра - живого классика американского кино Мартина Скорсезе. Фильм в целом и игра Леонардо, в частности, получили довольно противоречивые отзывы кинокритиков, а накануне церемонии вручения премии “Оскар” разразился скандал: в самый последний момент в прессе появилась информация о якобы имевшем место факту давления на членов киноакадемии со стороны хозяев компании Miramax Films, пытавшихся повлиять на ход голосования и принудить академиков отдать победу в основных номинациях “Бандам Нью-Йорка”. В итоге картину “прокатили” во всех девяти категориях, в которых она претендовала на награды.
Так или иначе, но имя Леонардо Ди Каприо снова появилось на первых полосах газет и интернет-изданий, а фото украсили обложки самых престижных журналов. Последующие совместные проекты Ди Каприо и Скорсезе стали одними из главных кинособытий ХХI века, с каждым новым фильмом открывающие с новой стороны многогранные таланты молодого актёра и обретшего второе дыхание мэтра режиссуры. Очевидная эффективность дуэта Скорсезе - Ди Каприо заставила со временем забыть скандал вокруг “Банд Нью-Йорка” и биографический фильм “Авиатор” был принят прессой и критикой намного более благожелательно, чем его предшественник. Высокой оценки заслужила и игра Ди Каприо, получившего вторую в своей карьере номинацию на “Оскар” за роль Говарда Хьюза - американского режиссёра, изобретателя и миллионера-эксцентрика.
Подлинным триумфом дуэта стал “Оскар-2006” на котором Мартин Скорсезе получил награду лучшему режиссёру за фильм “Отступники”, главную роль в котором снова исполнил Ди Каприо. Сам же Леонардо был в третий раз удостоен номинации на премию киноакадемии за роль контрабандиста Дэнни Арчера в фильме Эдварда Цвика “Кровавый алмаз”. Эта роль стала одной из лучших драматических ролей Ди Каприо за всю его карьеру, явив миру другого Лео - типаж брутального и даже циничного охотника за алмазами, жертвующего собой ради спасения жизней других людей, как нельзя лучше раскрыл потенциал повзрослевшего и возмужавшего актёра.
С тех пор ни один кинопроект с участием Леонардо Ди Каприо не проходит незамеченным зрителями и киноведами всего мира - не останавливаясь на достигнутом и не эксплуатируя типажи сыгранных ранее ролей, актёр каждый раз предстаёт в новом, зачастую неожиданном образе, не переставая вновь и вновь удивлять мощью и многогранностью своего дарования всех любителей кино.
Пожалуй, единственное, чего ещё не достиг Леонардо Ди Каприо на актёрском поприще - не сыграл самой главной роли в своей карьере - “той самой” роли, с которой будет ассоциироваться его имя спустя десятилетия. Такие роли, какие есть у любимых актёров самого Лео: Майкл Корлеоне в “Крёстном отце” у Аль Пачино, Джейк Ламотта в “Бешеном быке” у Роберта Де Ниро и Рэндл МакМёрфи в “Полёте над гнездом кукушки” у Джека Николсона, которые позволяют называть актёров, запечатлевших эти мощнейшие и глубочайшие человеческие образы в истории кино, великими безусловно и безоговорочно.
У него есть всё для того, чтобы однажды сыграть свою главную роль, сравнимую по силе и масштабу с работами его кумиров и остаться в истории мирового кино великим актёром - великим Леонардо Ди Каприо, безо всяких "закавычиваний".
P.S. Бонус для владеющих английским языком.
© Влад Довлатов
Комментариев нет :
Отправить комментарий