среда, 5 июля 2017 г.

«Mash твою Up!»

Образцы современного искусства зачастую грешат, в лучшем случае, линейным повторением или переделками “на современный лад” шедевров прошлого, а в большинстве своём - искажёнными разумом и изуродованные руками “творцов” копиями оных.
 
Beat It Trooper.jpg
 
Термин mash-up (“мэшап”), выйдя из недр электронной музыки 90-х, нашёл себе применение в литературе, живописи и естественно музыке став полноценным жанром современного искусства, основанным на смешении и компилировании в одном опусе произвольного количество цитат или полноценных произведений, зависящее от желания и вкуса мэшапера.


 
Доступность средств для создания мэшапов любого вида породило невиданное количество образцов жанра самого разного качества и ценности. Как и в любом виде искусства на первый план выходят талант и умение создателя нового произведения совмещать казалось бы несовместимые уже известные произведения в совершенно новый и самодостаточный образец уже не только данного жанра, но и искусства в целом.
 
Одним из таких, достойных, на мой взгляд, внимания образцов музыкального мэшапа является видео MASHUP - Beat It, Trooper! [Iron Maiden vs. Michael Jackson]
 

 
Просто удачная компиляция из музыки песни Iron Maiden “The Trooper” и вокальной дорожки из “Beat It” Майкла Джексона является таковой только на первый взгляд, как и картинка к видео, смонтированная из плаката Iron Maiden и фото Джексона.
 
Естественно, что многим поклонникам Майкла Джексона и Iron Maiden данный ролик покажется не таким уж удачным, а может и напротив - безвкусным и неуместным глумлением над творчеством их кумиров.
 
Я, к счастью, не являюсь фанатом ни визгливого фальцета главного попрыгунчика в истории поп-музыки, ни галопирующих ритмов лучшей хэви-металлической группы всех времён и народов и вообще отношусь к фанатизму в любых его проявлениях с недоверием и опаской, а к самим фанатам кого-бы то или чего-бы то ни было с сочувствием и недоумением, и поэтому смог найти в этом незамысловатом, при поверхностном рассмотрении, опусе бездны смысла и культурно-исторических отсылок, недоступных пониманию упоротых фэнов Джексона и “мэйденов”.
 
“В чём же цимес данного мэшапа? “, спросит меня нетерпеливый и возможно уже слегка утомлённый читатель. А вот в чём - помимо очевидно удачного наложения ритмически синхронных партий из двух разных музыкальных композиций, вполне приятного на слух, данный мэшап ещё несёт в себе несколько неявных ассоциаций и даже скрытый месседж внимательному слушателю и пытливому исследователю истории популярной музыки ХХ века.
 
Итак, карты на стол и Википедия в помощь! Обе композиции, и  “Beat It” Майкла Джексона, и “The Trooper” Iron Maiden  были выпущены исполнителями в 1983 году и получили немалую популярность в своё время - песня Джексона стала первым постоянно ротируемым на радио синглом исполнителя и заняла первые строчки американских чартов Billboard Hot 100 и R&B Singles и даже поднялась на 14-е место в чарте Mainstream Rock Tracks(!), “протоптав”, тем самым дорогу шедевральному альбому «Thriller» к миллионным тиражам, “Грэмми” за лучший альбом года и прочим ништякам музыкальной индустрии, свалившимся на голову молодого исполнителя и возведя его в ранг мировой суперзвезды.
 
Michael Jackson - Beat It.jpg
 

Сингл Iron Maiden - “The Trooper” тоже снискал большую популярность и коммерческий успех, о котором сейчас “мэйдены” могут только вспоминать - 12 место в хит-параде британских синглов стало прорывом исполнителей стиля хэви-метал на большую музыкальную сцену, обеспечившим миллионные продажи экземпляров их сингла “The Trooper”, альбома “Piece of Mind” и позволившим музыкантам группы стать одним из самых коммерчески успешных коллективов своего времени.
 
Iron Maiden - The Trooper.jpg
 
Ещё одним фактором, “роднящим” таких непохожих артистов как Майкл Джексон и группа Iron Maiden в период расцвета их популярности в начале 1980-х годов стало влияние музыкантов на молодёжную моду в одежде и аксессуарах - фанаты Джексона одевались в красные кожаные куртки и обтягивающие джинсы, носили цепочки и браслеты, делали причёску как у их кумира и всячески (в меру возможностей, конечно!) старались походить ему во внешности и даже в пластике движений. То же самое проделывали любители хэви-метал рока и фанаты  Iron Maiden, в частности.
 
В итоге выходило до смешного похоже, но с поправкой на искусственные андрогинную сексуальность первых и первобытную брутальность вторых - те же кожаные куртки, джинсы и цепочки с браслетами и причёски только в другой модификации - рваная одежда в металлических заклёпках (а иначе какой же это хэви-метал?), не цепочки, а скорее цепи и браслеты, более толстые и тяжёлые, чем у джексоновских андрогинов, немытый длинный хайр вместо укладки и напускные грубость и маскулинность вместо кошачьей мягкости и плавности.   
 
Однако главным фактором, объединяющие не столько самих музыкантов, их музыкальные, коммерческие успехи, о которых написано выше, стали именно их песни “Beat It” и  “The Trooper”, тематика которых перекликается и даже полемизирует друг с другом. Текст песни Майкла Джексона, название которой переводится как “Отвали!” (или “Удирай!”) и несёт в себе призыв к отказу от борьбы на любом уровне и защиты личных интересов и пространства путём бегства от враждебных среды и окружения:
 
“Тебе лучше бежать, делай то, что тебе по зубам.
Не надо никаких кровопролитий, не строй из себя мачо.
 
Просто удирай, удирай, удирай, удирай!
Никто не хочет быть побежденным,
Видишь, как пугающе жестока твоя борьба?
И не имеет значения, кто прав, кто виноват…”



 
В композиции “The Trooper” (“Кавалерист”), текст которой написан бас-гитаристом Iron Maiden Стивом Харрисом по мотивам поэмы Альфреда Теннисона «Charge of the Light Brigade» («Атака лёгкой бригады» или «Атака кавалерийской бригады»), речь идёт о британском солдате во время Балаклавского сражения, которое произошло в ходе Крымской войны и преисполнено боевого духа, героизма и патетики:
 
“Ты жизнь мою возьмёшь, а я – твою,
Ты выстрелишь, а я штыком пробью!
Нас жд1т сражения кромешный ад,
Стой до конца, нет пути назад!”


 
Разница в мироощущении героев песен, от имени которых выступают их исполнители, разводит их “по разные стороны баррикад”, предопределяет необходимость выбора между христианским непротивлением злу насилием и патриотическим зовом долга. Следует отметить, что пацифистская позиция “беженца от зла” восторжествовала в мэшапе “Beat It, Trooper!” - вокальная составляющая микса взята именно из композиции Майкла Джексона, однако агрессивная и динамичная музыка Iron Maiden заставляет проникнуться слушателя атмосферой храбрости и самопожертвования, присущей герою “The Trooper”.
 
В итоге две столь непохожие песни  органично и естественно слились, волей создателя мэшапа, в единое целое, ставшее вполне себе оригинальным образцом современной культуры, способным услаждать взор и ласкать слух ценителей прекрасного, невзирая на личные пристрастия и даже иногда попутно разрешать многолетние противоречия и споры на самые разные темы, мягко и ненавязчиво, или же наоборот - подталкивать слушателей, зрителей и читателей к дискуссии и совместным поискам истины.   
 
Так что, больше мэшапов хороших и разных - умных и странных, интересных и смешных!
 
Миру - мир!
 
 
© Влад Довлатов, 2017


Комментариев нет :

Отправить комментарий

Tweets by vlad_dovlatov